Воронежский обком Профсоюза образования провел на базе санатория имени А.Д.Цюрупы ежегодную – восьмую по счету – Школу молодого педагога «Шмель». Ее «учениками» стали 150 учителей со всей Воронежской области. В качестве темы нынешней школы были выбраны слова основоположника русской педагогики Константина Ушинского: «Мысль, выведенная из опыта».
Своими «мыслями, выведенными из опыта», с молодежью на протяжении четырех дней щедро делились бессменный руководитель школы, учитель русского языка и литературы Наталья Тихонова и приглашенные гости.
Как сделать урок интересным и незабываемым? Работая с детьми, не следует ограничивать их творческие порывы. Необходимо сказать, прежде всего, себе: «Можно все!». К примеру, как рассказала Наталья Сергеевна на своей лекции «Проблемы современного урока», она в свое время позволяла ученикам не только писать сочинения по творчеству Александра Блока, но и… рисовать их! Несколько сочинений-рисунков педагог продемонстрировала на лекции. Это были весьма оригинальные произведения.
А еще Наталья Тихонова создала у себя в школе театр, благодаря которому ее ученики не только стали более глубоко погружаться в литературу, но и без труда овладевали сухими правилами русского языка.
Наталья Сергеевна проповедует принцип: учителю легче увлечь учеников тем, что ему самому нравится. В свое время она, большая любительница путешествий, предложила и своим ученикам путешествовать. Дети были в восторге!
Во второй день проведения школы тему путешествий на занятии для молодых учителей продолжили две выпускницы Натальи Сергеевны – Татьяна Поваляева и Людмила Гончарова. Класс одной побывал на Урале, другой – на Кавказе. Рюкзаки, палатки, спальники, костры, котелки… Жизнь по принципу «один за всех, и все – за одного». Сегодня это называется модным словом «командообразование». Тогда таких слов не было. Но команды получились очень сплоченные!
По признанию выпускниц Натальи Тихоновой, они со своими бывшими одноклассниками до сих пор общаются, встречаются, поздравляют друг друга с разными праздниками. «Этому же в школе не учат. Правда? Как можно научить человечности?» – с такими вопросами обратилась к залу Татьяна Поваляева. Вторая выпускница, Людмила Гончарова, рассказала, что поход класса на Кавказ вдохновил ее на множество других походов в жизни – пеших и водных. Кроме того, Людмила Михайловна стала писать стихи, класть их на музыку и исполнять под гитару. На встречу с молодыми учителями женщина тоже приехала с гитарой. И, разумеется, спела. А закончила свое выступление стихотворением, которое назвала «Моим учителям», где были и такие строки:
…Теперь-то мне понятен ваш секрет:
вы не учили нас – вы с нами жили!
И в том, что я такая, как сейчас,
Большую вашу вижу я заслугу.
Я благодарна каждому из вас –
учителю, наставнику и другу…
Когда это занятие закончилось, в зале раздались бурные аплодисменты. Как призналась, выходя из аудитории, одна из молодых учительниц, ей бы хотелось «быть таким учителем, как Наталья Сергеевна, чтобы спустя время позвать своих учеников, и они пришли»…
Особое звучание на «Шмеле»-2023 получила тема детских переживаний и восприятия мира. Людмила Гончарова, которая, как выяснилось, растит троих сыновей, на своем отдельном занятии представила взгляд на педагогов глазами родителей и учеников. Людмила Михайловна рассказала молодым учителям, каково ее детям приходится в школе, особенно если им что-то не удается, а учитель не хочет в это вникать или вообще является случайным человеком в профессии.
Основательно заступилась за неуспешных учеников на своем занятии учитель немецкого языка, победитель регионального конкурса «Учитель года»-2011 Юлия Старых – мама двоих сыновей. К педагогической молодежи она обратилась с просьбой не наказывать учеников за непонимание, а объяснять все так, чтобы стало понятно даже троечнику.
Одна из традиций Школы молодого педагога – подготовка так называемого выпускного спектакля. В этот раз молодые учителя под руководством своих кураторов поставили спектакль, где очень пронзительно прозвучала тема несчастного детства. Актеры показали, какие неуверенные в себе люди вырастают из детей, которые неинтересны своим родителям, раздражают их тем, что мешают зарабатывать деньги, мешают самореализовываться и вообще… мешают жить!
Предложили молодые учителя и рецепт, как преобразовать свою жизнь, чтобы она стала по-настоящему счастливой. На сцене это выглядело так: взрослые, неожиданно оставив все свои заботы, обратили внимание на беззаботно играющих детей… и сами стали детьми, начали водить хороводы, играть в «ладошки», в «классики». «А почему мы раньше так не делали?», «Я теперь каждый день буду приходить», «Мне так понравилось», – говорили они.
После того как сцена опустела, прозвучал призыв: «Взрослые, оставайтесь детьми! Не загоняйте себя в рамки. И помните, что сохранить в себе ребенка – значит сохранить любознательность, чистое удивление, нестандартное мышление и умение творить, даже если что-то не получается».
На Школе молодого педагога-2023 было много всего интересного. Это и предложенная Натальей Тихоновой дискуссия о том, почему десятиминутный фильм Александра Котта «Фотограф» можно назвать фильмом об Учителе. И дидактическая игра «Снежный ком», которую провела учитель информатики и математики средней школы №27 Ульяновска Елена Назарова. И предметные мастерские…
Главный правовой инспектор труда областной организации Профсоюза образования Татьяна Крюкова на своем занятии говорила о трудовых правах работников. Семинар существенно «перебрал» по времени, так как оказалось, что у молодежи очень много вопросов правового характера.
А еще молодые педагоги смогли расширить свой кругозор на интереснейшей лекции «Место России в новых геополитических условиях» доктора политических наук, доцента Воронежского государственного университета Романа Савенкова.
Людмила ТОРЕЕВА
Комментарии