search
main
0

Полет нормальный! ВПР покажет, на что способны ваши пятиклассники

Несколько лет назад в школьную жизнь вошел новый вид испытания – всероссийская проверочная работа. От привычной контрольной работы ВПР отличает то, что она проверяет не только знание предмета (по математике в 5‑м классе это, скажем, умение производить арифметические действия с десятичными дробями или решать задачи на движение), но и уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и владения межпредметными понятиями. И, конечно, детям и учителям-предметникам, в нашем случае математикам, необходимо иметь четкое представление о содержании и структуре этого испытания. Это прекрасно сделает сборник «Математика. Всероссийская проверочная работа. 5 класс. Типовые задания» Г.И.Вольфсон и Д.А.Мануйлова под редакцией И.В.Ященко издательства «Экзамен», в котором предлагается 25 вариантов заданий с подробными критериями и ответами.

Замечу, что задания в тренировочных работах в сборнике полностью соответствуют демоверсии ВПР по математике для 5‑го класса и формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования. Кроме того, часть заданий пособия взята из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО). А еще, безусловно, важно, что многие задания обращаются к житейскому опыту ребенка, его кругозору, креативности мышления и логике.Для иллюстрации сказанного приведем несколько заданий из вариантов №1, №10 и №11 вышеуказанного сборника.Примеры задания 1: Чему равен остаток от деления числа 94 на 8?Или:Приведите пример двузначного числа, большего 60, которое при делении на 13 дает остаток 5.Хорошо видно, что в этих заданиях проверяется владение понятием «делимость чисел», и для их выполнения учащиеся должны не только уметь выполнять деление, но и знать, что такое остаток, понимать суть самого процесса деления.Примеры задания 5:Найдите частное от деления суммы чисел 350 и 210 на их разность.Или:Во сколько раз произведение чисел 20 и 16 больше частного чисел 80 и 20?Такие задания могут вызвать трудности у пятиклассников, так как для их выполнения учащиеся должны хорошо понять условие задач, перевести их с обычного языка на математический и найти значение полученных выражений. Для этого необходимо хорошо знать терминологию (такие понятия, как сумма, разность, произведение и частное), уметь определять порядок действий и без ошибок производить арифметические операции.Пример задания 7:Разница во времени между Москвой и Владивостоком составляет 7 часов. Например, когда в Москве 12.00, во Владивостоке 19.00. Самолет вылетел из Москвы во Владивосток в 5.00 по московскому времени. А когда он приземлился, во Владивостоке было 21.00. Сколько часов длился полет?Приведенный пример показывает, что в проверочной работе пятиклассникам предлагаются хоть и несложные задачи на движение, но вовсе не стандартные. Проверяется умение решать текстовые задачи с практическим содержанием, учащиеся должны внимательно прочитать условие задачи, хорошо понять его суть и применить знания в конкретной ситуации.Для успешного решения заданий проверочной работы учащиеся должны уметь выполнять арифметические операции с десятичными и обыкновенными дробями; решать задачи на нахождение части числа и числа по его части; решать сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия; выполнять простейшие построения и измерения на местности; оперировать на базовом уровне понятиями «прямоугольный параллелепипед», «куб», «шар».Также в тренировочных работах учащимся предлагаются задания повышенного уровня сложности, направленные на проверку логического мышления, умения проводить математические рассуждения.Пример задания 14:Коля увлекается нумизматикой – коллекционированием монет. У него уже большая коллекция. Если разложить Колины монеты в стопки по 22 монеты, то останется 8 монет. Сколько монет останется, если разложить Колины монеты в стопки по 11 монет в каждой? Обоснуйте свой ответ.В подобном задании пятиклассники должны показать умение проводить логические обоснования и решать задачи различных типов, включая задачи повышенной сложности. Если ученик приведет все нужные рассуждения и получит правильный ответ, он получает 2 балла. В случае если рассуждения неполные, но ответ верный – например, 1 балл, а если приведен только верный ответ совсем без рассуждений или же ответ неверен – 0 баллов.Быть неуверенным в своем решении и ответе могут даже хорошо успевающие ученики, которые умеют решать примеры, уравнения и традиционные задачи из учебника математики, ведь задания ВПР предполагают проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Поэтому, чтобы школьники психологически были подготовлены к подобным заданиям, им необходимо уделять время на уроках математики в 5‑м классе.Большое внимание в проверочной работе уделяется заданиям, которые проверяют умение работать с различными видами информации, в том числе чтение столбчатых и круговых диаграмм и анализ их данных. На уроках математики решению и обсуждению заданий подобного рода уделяется не очень много времени, поэтому работа по вариантам сборника по заданию №11 видится хорошей возможностью для дополнительного разбора этого вопроса учителем на уроке.Например, в задании №11 из варианта 22 дана диаграмма, на которой представлено число мероприятий, проведенных в Доме культуры города Энска в летние месяцы. Из диаграммы можно извлечь информацию о том, сколько было организовано спектаклей, концертов и лекций в каждом из летних месяцев. А вопросы к диаграмме предлагаются следующие:1) Сколько спектаклей было организовано в Доме культуры летом?2) Сколько процентов от числа всех мероприятий, проведенных летом в Доме культуры, составляют концерты?Это задание хорошо демонстрирует тот факт, что проверяется не только умение извлекать и интерпретировать информацию, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений, представленную в диаграммах, но и применение полученных данных для ответа на вопросы задания.Не секрет, что некоторые дети имеют трудности при изучении предметов математического цикла, большинство таких проблем проявляется уже к концу 5‑го класса, и в дальнейшем скорректировать и исправить их достаточно тяжело. Задания, которые разработаны для подготовки к ВПР авторами этого пособия, позволяют эффективно организовать повторение, выявить и ликвидировать пробелы и слабые места, закрепить пройденный материал.ВПР по математике для 5‑го класса состоит из 14 заданий, на выполнение которых дается 1 час. Несложно подсчитать, что для успешного выполнения работы в среднем на выполнение каждого задания учащиеся должны затратить около 4 минут (может быть больше или меньше в зависимости от сложности задания). А сами задания можно разделить на следующие группы:- в заданиях 1‑5, 7, 8, 11, 12 (пункт 1), 13 необходимо записать только ответ;- в задании 12 (пункт 2) нужно изобразить требуемые элементы рисунка;- в заданиях 6, 9, 10, 14 требуется записать решение и ответ.Поскольку тренировочные варианты, предлагаемые в данном пособии, полностью соответствуют демонстрационной версии ВПР, его использование поможет учителю и учащимся понять структуру работы и отработать по нему различные виды заданий. Для ознакомления и проработки предлагаются 25 вариантов заданий. В каждом варианте представлены задачи, решая которые учащиеся должны проанализировать условие, которое содержится в текстах, таблицах, показано на диаграммах, схемах, чертежах, то есть учащимся предлагается работать с различными видами информации. Также в сборнике содержатся как ответы к каждому варианту, так и решения заданий с развернутым ответом и рисунками.Хочется обратить внимание на особенность расположения вариантов заданий проверочной работы в учебном пособии. Все 25 вариантов составлены таким образом, что они разделяются на пять различных видов проверочных работ по 5 вариантов в каждом (с 1 по 5, с 6 по 10, с 11 по 15, с 16 по 20, с 21 по 25 вариант). Это очень удобно для применения данного учебного издания учителем для организации повторения пройденного материала и подготовки учащихся к проверочной работе. Проиллюстрируем на нескольких примерах, как учитель математики может использовать сборник в своей работе.Например, при проведении уроков математики во втором полугодии учитель может запланировать в начале каждого урока на этапе повторения ознакомление и прорешивание с учащимися по два-три задания из варианта заданий ВПР (например, варианта №1). Таким образом, за несколько уроков весь вариант будет разобран с учащимися.Далее в качестве домашнего задания учитель имеет возможность предложить своим школьникам 2 подобных варианта (варианты №3, 4) для самостоятельного решения, провести работу над ошибками и повторно разобрать с учащимися задания, вызывающие затруднения. Ну а через несколько дней стоит проверить уровень выполнения проверочной работы по оставшимся двум вариантам (варианты №4, 5) в классе. Затем, на последующих уроках, можно поступить так и с оставшимися четырьмя блоками вариантов.Такое планомерное использование сборника позволяет учителю грамотно организовать учебный процесс, избегая натаскивания учащихся к ВПР, не заменяя уроки математики на механическое прорешивание типовых заданий.Вариантов использования данного учебного издания много, каждый учитель выберет для себя тот, который удобен именно ему. Рассмотрим еще один.В качестве домашнего задания можно предложить учащимся варианты №1, 2 из первого блока. Скорее всего, при выполнении домашней работы ребята будут иметь затруднения при решении некоторых заданий. Учитель в таком случае на следующем уроке разбирает задания, которые вызвали вопросы у учащихся, по заданиям подобного варианта №3 и предоставляет им возможность исправить недочеты, которые были в домашней работе, прямо в классе. Далее можно задать домой те же самые варианты №1 и №2, но поменять их – таким образом, каждый ребенок повторно проработает те же задания с другими числовыми данными. А через несколько дней сделать контроль по оставшимся двум вариантам заданий (варианты №4 и 5).Результаты таких подготовительных работ в форме ВПР могут быть использованы учителем для оценки не только предметных, но и в первую очередь личностных результатов обучения, для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.Кроме учителей, это учебное издание может быть интересно родителям, которые заинтересованы в том, чтобы у ребенка были крепкие знания по математике и умение применять эти знания на практике и в нестандартных ситуациях. Опять же, структура данного сборника позволит родителям грамотно организовать процесс домашних занятий для подготовки ребенка к ВПР, а опыт выполнения тренировочных поверочных работ позволит ученику быть психологически готовым к ВПР с любыми заданиями.Учителям стоит помнить, что любое испытание для ученика (а ВПР по математике – это мини-экзамен) – это стрессовая ситуация, поэтому лучше, если мы будем готовить его к этому испытанию планомерно в течение всего учебного года. В этой связи использование сборника «Математика. Всероссийская проверочная работа. 5 класс. Типовые задания» видится хорошим дополнением к используемому учителем УМК по математике.Желаю учителям, родителям и, конечно, школьникам интересной и продуктивной работы!​Рима РОНЖИНА, учитель математики высшей категории, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, заслуженный учитель Республики Башкортостан, г. Уфа, Республика Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте