Дошкольный период является самым главным в жизни любого человека. Именно в этот период закладываются все основы человеческой жизни: физические, психологические, социальные, нравственные. Именно оттого, насколько разовьются способности ребенка в этом возрасте, зависит и жизненный успех любого человека.
Педагоги гимназии №1504 дошкольного уровня образования накопили большой опыт работы с дошкольниками по разным направлениям программы. Для трансляции этого опыта было решено провести цикл семинаров, мастер-класс, семинар-практикум для педагогов межрайона, где они поделились своими методическими наработками, материалами, практическими знаниями:1. Организация методического сопровождения по формированию познавательных интересов и развитию творческого мышления у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.2. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей.3. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи.4. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и форм работы по разделу «Художественно-эстетическое развитие».5. Правовое воспитание как одно из важных условий формирования правовой культуры.Личность ребенка формируется с первых лет его жизни. В связи с этим особо актуальным в современном мире становится правовое воспитание дошкольников, чему и был посвящен один из перечисленных семинаров.Как же воспитателям в дошкольных отделениях рассмотреть данную тему и реализовать все права детей? Сложный вопрос. Однако решение было найдено: осуществление и ознакомление воспитанников с их правами посредством игровой и продуктивной деятельности. Так, на занятии по изо на тему «На большом воздушном шаре…» во второй младшей группе воспитатель ознакомила детей с новым методом работы – узелковый батик и здесь же закрепила ранее полученные знания о том, что каждый ребенок имеет право на семью.На музыкальных занятиях есть возможность реализовать право на отдых. В современном мире растет количество детей с повышенной энергичностью, активностью и неусидчивостью, им трудно сосредоточиться на каком-либо предмете. Так как данное поведение довольно трудно корректировать, релаксация крайне важна.Мы используем технику, основанную на бусотерапии (методика создана музыкантом, педагогом, автором работы по театрализованной деятельности с детьми Майей Ивановной Родиной).Бусы можно применить в своей педагогической практике с детьми от двух лет и до… А дальше трудно обозначить границы возраста, потому что предполагаемые игры и упражнения интересны всем – и дошкольникам, и детям постарше. Педагоги, мамы, бабушки и дедушки – каждый может проявить свою выдумку и фантазию. Дети учатся договариваться друг с другом, уважать чужой труд, чужое мнение, проявляют терпение, понимание, заботу и доброжелательность. Помимо всего этого бусы развивают мелкую моторику, формируют ориентировку в пространстве, при этом развиваются речевые и коммуникативные навыки, а также происходят коррекционная работа и развитие детей, имеющих особые потребности. В процессе работы с этой техникой у детей с двигательной активностью отмечается значительное улучшение: дети становятся более спокойными, собранными и внимательными.Прослушав то или иное музыкальное произведение либо отрывки из сюит, побеседовав с детьми, предлагаем им создать работу из бус. Работы дети делают по заданию педагога, как коллективные, в паре, так и индивидуальные. На семинаре-практикуме на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и форм работы по разделу «Художественно-эстетическое развитие» педагоги представили свой опыт работы с дошкольниками, направленный на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в художественно-эстетическом направлении.Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования, лепки и аппликации. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает еще больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное – то, что нетрадиционные техники играют важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности – формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в дошкольном детстве, наши педагоги обратились к рассмотрению и использованию в своей педагогической деятельности новых подходов по применению нетрадиционных форм и техник в работе с детьми. На семинаре-практикуме наши педагоги представили коллегам свой опыт работы в этом направлении и дали возможность самим попробовать разные нетрадиционные техники художественного творчества.На семинаре-практикуме воспитатели ознакомились с нетрадиционной техникой – рисование зубной пастой – и вместе с детьми учились создавать необыкновенный зимний пейзаж.На мастер-классе «Печатание овощами и фруктами» с помощью этой техники создавали замечательные натюрморты или красивые цветы.Наши дети очень увлекаются нетрадиционной техникой – разрезная лепка, им интересен процесс изготовления элементов, интересно увидеть, что будет представлять кусок пластилина в разрезе. Воспитатель сама придумала и изготовила «резак», который позволяет разрезать пластилин любой толщины. Он безопасен и удобен в работе.Аппликация представлена на мастер-классе двумя техниками – айрис-фолдинг и мозаичное оригами. Это и сложные виды техники используются только с детьми в подготовительной группе. Педагоги и родители должны быть едины в совместном стремлении помочь каждому ребенку приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества.Нашими педагогами используются самые различные формы взаимодействия с родителями. Это и совместные экскурсии, и организация совместных досугов, праздников, выставок совместного творчества, общение в социальных сетях Интернета и создание единого интернет-пространства.В нашем дошкольном отделении есть коррекционные группы, где оказывают лечебно-профилактическую помощь детям с нарушением зрения. Целью работы с такими детьми являются воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения, а также подготовка слабовидящих детей к школьному обучению. Лечебные кабинеты оснащены современным и офтальмологическим оборудованием, компьютером с лечебными программами.Вспоминаю притчу. «Когда Бог создал человека из глины, у него остался маленький неиспользованный кусочек. И Бог спросил человека: «Что тебе еще слепить?» «Слепи мне счастье», – ответил человек. Ничего не ответил Бог, только вложил в руки человека маленький кусочек глины…»Когда ребенок счастлив, когда он одет, обут, сыт и на его лице сияет улыбка, это дорогого стоит. Счастливые дети – счастливое будущее.Галина АРТАМОНОВА, заместитель директора по дошкольному воспитанию гимназии №1504
Комментарии