search
main
0

Полечи меня, свистулька! Как организовать уроки физкультуры для тех, кто от нее освобожден

По данным Минздрава России, 90 процентов школьников страдают различными заболеваниями. Около половины из них – хроническими. Массовое нездоровье детей, конечно же, – результат кризиса в нашем обществе и государстве. Но не только! Все больше дает о себе знать гиподинамия.

Сегодня уже точно известно: норма двигательной активности, которая обеспечивает здоровье и нормальное развитие учеников, – 10-15 часов организованных занятий в неделю. Однако в школах России на предмет “физическая культура” отводится всего… два часа.
Но и эти уроки обязательны не для всех. Обычно почти треть класса освобождается от них “по состоянию здоровья”.
– А между тем именно эти дети больше других нуждаются в различных упражнениях как в средстве укрепления здоровья, – глубоко убежден педагог, специалист по физвоспитанию, член ученого совета Самарской общественной гуманитарно-эстетической академии Владислав Заикин. – Но заниматься с ними надо по специальным программам. Программы такие существуют. Они основаны преимущественно на лечебной физкультуре.
Заикин предложил свой вариант. Детище Владислава Григорьевича, получившее название “Здоровый росток”, легко можно реализовать в любом учебном заведении – от детского сада до вуза. Главные задачи этой программы: воспитание потребности здорового образа жизни, приобщение к ежедневным занятиям оздоровительными физическими упражнениями и закаливанию. Реализуется она “двумя сторонами” – педагогом и родителями. Третья – врачи поликлиник – следит за состоянием здоровья детей.
Казалось бы, очень непросто приучать ребят, освобожденных от физкультуры, к двигательной активности. Однако уже на первых тренировках они охотно бегают, прыгают, играют в мяч. Заикин ненавязчиво вовлекает их в интересную, немного азартную игру. Как признался один мальчик: “У меня ноги сами побежали”.
– Физические нагрузки я обязательно дозирую, чтобы малыши не уставали, а чувствовали мышечное удовлетворение, – рассказывает Владислав Григорьевич.
Постепенно у ребят рождается потребность в постоянных разминках. И уже двух тренировок в неделю им мало. В этот самый момент в учебный процесс подключаются родители. Тренер-педагог разучивает с ними упражнения, которые надо выполнять вместе с ребятами, а еще знакомит с несколькими видами закаливающих процедур. С этого момента вся семья занимается укреплением здоровья.
Наиболее умелые папы строят турники или шведские стенки по чертежам, предложенным Владиславом Григорьевичем. И на тренировках, и во время домашних занятий используются тренажеры, изобретенные самим Заикиным.
Создавать такие аппараты он начал еще в молодые годы, когда преподавал в местном аэрокосмическом университете. Они применялись при подготовке летчиков-космонавтов. Сегодня на счету педагога более двух десятков интересных изобретений, которые помогают детворе избавляться от недугов.
Мальчишки, страдающие плоскостопием, регулярно тренируются на надувной акробатической дорожке. Внешне она почти не отличается от обычного спортивного мата. Только ее поверхность волнистая. Такой “рельеф” пружинит, вибрирует и заставляет приводить в движение практически все мышцы, к тому же массирует все ступни ног. Полгода занятий на этой дорожке дают весьма ощутимый оздоровительный эффект.
Другой тренажер Заикина (которым и по сей день пользуются летчики) – акробатические качели – способствует укреплению вестибулярного аппарата, помогает формировать красивую осанку.
Но особо популярна среди подопечных Владислава Григорьевича “свистулька” – маленький дыхательный аппарат, первоначально предназначавшийся для реабилитации вернувшихся из космоса, а затем успешно примененный для лечения астмы. Аппарат прост: деревянный корпус и мундштук, резиновый колпачок, внутри небольшой стальной шарик. Словно игрушка. Дети именно так его и воспринимают. Но игрушка эта – настоящая панацея от многих заболеваний дыхательной системы.
По утверждению заведующей детским садом N 401, где внедрена программа “Здоровый росток”, мамы тех детишек, которые прежде периодически простужались, уже через два-три месяца после начала занятий с радостью сообщали, что теперь им не приходится сидеть со своими малышами на “больничном”. Правда, приходится выкраивать время на закаливающие процедуры, но это куда приятней!
Довольно быстро идут на поправку и те, кто страдает плоскостопием. Процентов семьдесят из них уже полностью забыли о недуге. Врачи поликлиники N 6, которые неоднократно обследовали ребятишек, занимающихся по программе “Здоровый росток”, с удовлетворением отмечают, что у них улучшилась и работа сердечно-сосудистой системы.
Самарский институт повышения квалификации работников образования совместно с региональной общественной гуманитарно-эстетической академией организовали “Школу В.Г.Заикина”. В ней уже прошли целевую подготовку несколько десятков преподавателей физкультуры. Теперь они применяют оздоровительные методики Владислава Григорьевича на практике.
Недавно благодаря своей масштабности “Здоровый росток” отмечен главным призом областного конкурса авторских программ дополнительного образования.
Михаил МИРОШНИЧЕНКО
Самара

P.S.

Для тех, кто заинтересовался разработками В. Заикина, сообщаем адрес, по которому ему можно написать: 443084, Самара, ул. Ново-Вокзальная, д. 203, кв. 99. Тел. 8(846-2) 45-19-59.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте