search
main
0

Поле, на котором выращивают личностей Сегодня лицеисты, а завтра граждане своей страны и только потом учителя, врачи, ученые

В школе, где в каждом классе по 30 и более учеников, трудно, вернее, невозможно вырастить из каждого личность, а также распознать и стимулировать развитие таланта. В таких условиях дети, разные по своим природным задаткам, втискиваются в школьную программу, для всех применяются одни и те же методические приемы, тем самым вызывая у наиболее талантливых смертельную скуку, привычку бездельничать, пассивно просиживать на уроках. Как часто ученики, на “хорошо” и “отлично” учившиеся в начальной школе, становятся закоренелыми троечниками, потому что у них исчез интерес к познанию. Высокая одаренность обычно не может противостоять внешним препятствиям.
К сожалению, не так часто среди руководителей школ встречаются истинные педагоги, которые хорошо понимают, что обучение в школе должно быть рассчитано не на усредненного ученика, а на развитие каждого, в том числе и на выявление и раскрытие особо одаренных. Раиса Павловна Маслевская, директор Обнинского гуманитарного лицея, относится именно к тем, кто считает своим педагогическим долгом не просто давать хорошие знания детям, а развивать у них исследовательский ум, любознательность, любопытство, фантазию, воображение, желание идти непроторенным путем, а также готовить деятельных и ответственных граждан. Вот уже десять лет эта школа работает по особой системе, созданной педагогическим коллективом совместно с учеными. Их общими усилиями было обновлено содержание образования, подготовлено новое методическое обеспечение.
Перед каждым учителем гуманитарного лицея стоит задача: не прозевать талантливого ребенка и помочь каждому развить свои способности.
Новая система образования в этой школе представляет собой своего рода духовно-интеллектуальное поле, на котором заботливо выращивается личность из каждого ученика. Она включает следующие направления: общечеловеческая культура, интеллектуальная культура, эстетическая культура, этическая культура, физическая культура, гражданские основы, трудовые навыки. Каждую команду учителей, работающую в определенном направлении, возглавляет завуч. Скажем, педагоги, развивающие интеллектуальную культуру, действуют под руководством Валентины Соболевой, эстетическую – Людмилы Приходько, этическую – Валерии Клепиковой. Заместителям директора пришлось добавить функциональные обязанности. Они, кроме других дел, организуют проектную деятельность учащихся. Изменилась также роль учителя. От них требуется индивидуальный, природосообразный подход к любому ребенку, внимательное, сердечное отношение к нему.
Следует заметить, что все эти новшества появились в гуманитарном лицее не только без поддержки местных руководителей образования, но и даже при их противодействии. Но это не смутило педагогический коллектив во главе с Раисой Маслевской, которая ощущает свою ответственность за будущее страны.
В лицее много предметов (по выбору), кружков, факультативов, способствующих широкому гуманитарному образованию. Сам процесс обучения позволяет серьезное сочетать с занимательностью, поощрять детскую изобретательность, развивать неукротимое стремление к самообразованию. Ибо, как писал Фихте: “Никто не может достигнуть совершенства с чужой помощью, а должен сам себя совершенствовать”. И сами учителя постоянно совершенствуют свои методы преподавания, углубляют собственные знания.
В Обнинском гуманитарном лицее хорошо понимают, что сегодняшние их питомцы – это не только будущие учителя, врачи, инженеры, ученые, это прежде всего граждане своей страны. Гражданственности учат и на уроках. Это модульный курс “Учимся договариваться в начальных классах”, в средних – “Изучаем права ребенка”, в старших – “Мой выбор”. Кроме того, правовым и граждановедческим проблемам посвящаются классные часы. Умению доказательно спорить, уважать чужое мнение ребята учатся в клубе “Дебаты”. Руководит направлением “Гражданские основы” завуч Лариса Арсенина.
Лицей представляет собой демократическую республику, которую возглавляет президент – ученик 11-го класса Антон Долгов. Есть здесь свой парламент, министерства. Гимн, герб, флаг. Модель школьного самоуправления выстроена в соответствии с российским государственным устройством.
Подростки, участвуя в самоуправлении, социальных проектах, уже сегодня проявляют свою гражданскую активность, деловую энергию, показывают готовность служить своей Родине.
Маргарита КУРГАНОВА

Еще двадцать лет назад наш педагогический коллектив задумал создать школу-комплекс с углубленным эстетическим уклоном. Мы заключили договор с детской музыкальной школой, затем с гуманитарным университетом города и художественным колледжем. Была составлена программа, которая позволяла развивать образное мышление, чувство прекрасного, заложить нравственные основы. Кроме необходимых программных знаний, учащиеся обучались игре на различных музыкальных инструментах, изучали сольфеджио, музыкальную грамматику, изобразительное искусство, хореографию. Ребята также занимались в студиях народного танца, хорового пения, живописи и скульптуры и театральных коллективах.
На базе школы проводились научно-практические семинары, обучались не только наши педагоги, но и учителя из разных школ страны. В рамках семинаров давались уроки творчества, проводились теоретические занятия и тренинги. Все это положило начало большой исследовательской работе по проблеме развития гармоничной личности ребенка. Потребовались годы, за которые учителя стали высококвалифицированными специалистами. Сплотился коллектив единомышленников. Появились единомышленники и в Российской академии образования, а с 1986 года школа стала опорной площадкой при РАО по нетрадиционным подходам в образовании и воспитании. Кроме углубленного эстетического направления, появилось нравственное. Мы стали сотрудничать с Институтом развития личности РАО. В учебном плане появились такие курсы, как “Этическая грамматика”, “Человековедение”. На теоретическом семинаре наш коллектив познакомился с его основными разделами: “Культура мышления”, “Культура эмоций и чувств”, “Самопознание и самосовершенствование”, и т.д. Здесь же проводились тренинги с учителями, классными руководителям. Создавались творческие группы учителей. Постепенно появилось осознание, что обучение и воспитание – это единый процесс, представляющий собой единое интегрированное образовательное пространство, которое мы выстроили как духовно-интеллектуальное поле. На протяжении 10 лет школа, ставшая гуманитарным лицеем, продолжает развивать и совершенствовать данную модель. В результате определены стержневые направления, интегрированные по содержанию, по методам и технологиям, по целям и задачам в соответствии с нашей концепцией. Выделены основные стержневые направления развития ребенка как личности и индивидуальности:
Интеллектуальное – где рассматриваются не только развитие умственных способностей ребенка, но и направленность на творческую деятельность в учебном труде (анализ и синтез, установление ассоциативных связей, конструирование и моделирование, проектная и исследовательская деятельность).
Эстетическое – где формируется образный мир ребенка в импровизационно-художественной деятельности, развитие интуиции в сочетании с творческой интеллектуальной деятельностью, постижение прекрасного (поездки в музеи, театры и т.д.). Обязательные предметы с 1-го по 6-й класс: ритмика, хоровое пение, изобразительное искусство.
Нравственное – где формируется этическая культура на уроках: этики, МХК, литературы, истории, экологии, на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Граждановедческое – где формируется активная гражданская позиция через школьное самоуправление, повышение правовой и избирательной культуры. Ориентация на идеалы гражданина и патриота приобретается на уроках литературы и истории, этики и МХК, классных часах, через школьный пресс-центр, проведение “ролевых игр” (“Голосуем вместе”, “Мой выбор”, “Дебаты” и участием в городских и российских конференциях и проектах).
Физическое развитие – направленно на улучшение здоровья, а также формирование таких качеств личности, как сила воли и самообладание, целеустремленность, взаимоподдержка, гармония здорового тела и здорового духа.
Трудовое – где учащиеся приобретают навыки и умения на уроках курса “Технология”. Каждая пройденная тема заканчивается проектом. Общественно полезный труд, занятия в кружках, участие в выставках и конкурсах стали системой. “Трудовой десант” позволяет бригаде старшеклассников своими силами осуществлять ремонт школьной мебели и помещений.
Задачи индивидуального развития ребенка решаются через интегративные подходы в обучении и воспитании.
Мы выделяем три уровня интеграции:
Первый – межпредметные связи.
Второй – синтетический, в его основе лежит разностороннее изучение проблем и явлений в различных областях учебного плана.
Третий – философское обобщение, где рассматривается комплекс проблем и их динамика в пределах определенной территории (хорологический подход), либо все явления и проблемы определенной эпохи в их взаимосвязи, характерной для данного временного промежутка (хронологический подход).
Реализация идеи интеграции позволяет решить следующие задачи: формирование целостного мировоззрения; экономия учебного времени и реализация индивидуального подхода к ребенку; формирование команд учителей на основе создания интегративных уроков или разделов курса; повышение профессионального мастерства учителя.
Особую роль приобретают классные часы. Выстроена месячная циклограмма их в соответствии со стержневыми направлениям образовательного пространства: один классный час направлен на развитие интеллекта и культуры, второй – эстетика и этика, третий – физическое развитие, четвертый – гражданские основы.
Ориентация на идеалы гражданского образования требует и особого уклада школьной жизни. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, явилось ученическое самоуправление и разнообразные формы внутришкольной социальной активности. Необходимо представлять ребятам возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, ассоциаций, в работе пресс-центра, в участии выборов от классного совета до школьного президента и парламента и губернатора области. Все это возможно благодаря новой модели, где главной целью является свободный выбор ребенка. И дети, и учителя, и родители воспринимают школу как лицейскую республику, с парламентом, президентом и правительством.
Система самоуправления подчинена все той же задаче – развитие духовного мира ребенка, его интеллекта, формирование нравственных и гражданских качеств. Школьное самоуправление осуществляется по тем же стержневым направлениям. Один раз в неделю заседает лицейское правительство, о чем информируются все граждане лицейской республики.
В этом году особенно активизировалась работа граждановедческого направления, учителя истории, обществоведения и др. вошли в городскую Ассоциацию “За гражданское образование”. Мы стали участниками межрегиональных конференций, семинаров и проектов по проблемам гражданского образования. Наши старшеклассники участвовали в ролевой игре “Голосуем вместе” по выборам губернатора Калужской области, организованной Центральной избирательной комиссией РФ и областным фондом “Символ”. На уроках обществознания и этики в 6-х и 11-х классах проводились дискуссии и дебаты, изучались статьи Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка, мы были участниками городских проектов: “Я – гражданин наукограда” и “Мы – сограждане”.
В этом году наши лицеисты участвовали в городской и всероссийской научных конференциях. Мы стали членами школьной ассоциации гражданских инициатив. Материалы о нашей работе опубликованы в региональных печатных изданиях: газете “Шаги”, сборниках “Гражданское образование в современной школе”, “Организация школьного климата”, “Мы – сограждане”. На базе нашей школы в ноябре 2000 года прошел семинар “Гражданское образование в современной школе: опыт, проблемы, модели”. Мы участвовали в презентации курса “Мой выбор” в г. Калуге.
Весной прошлого года старшеклассники лицея создали клуб “Дебаты” и провели ролевую игру на тему: “Наше общество и человек в нем, наконец, стали свободными”, в результате которой ребята приобрели много полезных качеств, необходимых для будущих политиков, научились толерантности, искусству спора. Родители стали участниками всех лицейских дел и начинаний. Усовершенствована модель системы школьного самоуправления. Разработана целевая программа “Рождение школьной детской организации “ЛИДЕР”.
Главная цель – организация общности детей для удовлетворения потребности саморазвития каждой личности в коллективной деятельности: самореализация; самовыражение; самоутверждение; самоактивизация; саморегуляция.
Цель N 1 – создание атмосферы радости, содружества и сотворчества;
Цель N 2 – создание условий для формирования и расширения правового пространства школы через систему самоуправления;
Цель N 3 – создание атмосферы уважения к личности ребенка, его правам через реализацию демократических принципов;
Цель N 4 – соучастие в самоуправлении каждого участника школьной жизни – ученик – учитель – родитель;
Цель N 5 – развитие института социальной ответственности личности за свои действия на основе морали и права в реализации ученического самоуправления.
Эти цели будут реализованы лишь тогда, когда основные задачи, поставленные перед участниками этой деятельности, будут решены. Мы уже провели свободные демократические выборы президента и парламента. Создали 8 министерств:
интеллектуальное – министерство образования и науки;
эстетическое – министерство культуры;
нравственное – министерство воспитания и социальной защиты;
граждановедческое – министерство юстиции и защиты прав ребенка;
трудовое – министерство труда и занятости подростков;
спортивное – министерство физкультуры и спорта;
пресс-центр – министерство печати и СМИ;
старостат – министерство внутренних дел лицея.
В лицейский парламент (законодательный орган) вошли председатели классных лицейских советов, им же разработана конституция лицейской демократической республики, которая опирается на Основной Закон РФ, Конвенцию о правах ребенка, Закон “Об образовании” РФ и др.документы. В лицее прошел конкурс основных символов республики “Лидер”, появился гимн (исполняется на мотив Гимна РФ), герб и флаг. Разработаны годовая программа работы лицейского самоуправления (древо целей) и целевые программы по всем стержневым направлениям:
трудовое – “Все делаем сами своими руками”;
эстетическое – “Красота спасет мир”;
нравственное – “Наукоград – Доброград” и создание психологической службы: “Почта доверия”;
граждановедческое – “Повышаем правовую культуру, учимся демократии, участвуем в социальных проектах”;
интеллектуальное – “Одаренные дети”;
спортивное – “В здоровом теле – здоровый будет дух”.
У нас установлен годовой круг школьных дел (лицейские праздники, традиции и т.д.), создан банк творческих идей, проходит правовое образование лицеистов и их родителей. Для подростков и их родителей открыт клуб “Фемида” с участием работников юстиции. Во время осенних каникул “трудовой десант” был “выброшен” на ремонт классных кабинетов, школьной мебели.
Кто-то сказал, что, для того чтобы человек был образованным в полном смысле слова, необходимы три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств. Я бы добавила сюда четвертое – быть гражданином своей страны. Вот такого человека мы и стараемся воспитать.

Раиса МАСЛЕВСКАЯ,
директор гуманитарного лицея

Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте