Злынковская средняя школа № 1 Брянской области, в которой работает Сергей МАРУХЛЕНКО, располагается в зоне радиоактивного загрязнения в результате чернобыльской катастрофы. Для жителей здешних мест «звезда полынь» – не метафора. Это воздух, которым они дышат, вода, которую они пьют, хлеб, который едят. А еще здесь живут 500 ребятишек, которые учатся в местной школе.
500 жизней, которые нужно уберечь от последствий экологической катастрофы. Для Марухленко это априори. Тем более что он химик. Так появился его курс «Валеология на уроках химии». Сергей Алексеевич учит ребят главному: как жить, а не выживать. Не удивимся, если из его учеников выйдет целая когорта экологов.
Учитель прежде всего должен нести добро. Нет, не добреньким должен он быть, а именно добрым.
Я думаю, что педагогическая доброта – это способность учителя осознанно строить свои отношения с учениками, опираясь на оптимистическую перспективу их развития, на их лучшие качества, преследуя благородные цели и добиваясь их достижения только благородными средствами.
Для меня самое главное ( заслужить доверие учеников, забыть их недостатки, дать возможность поверить в свои силы. Мне очень хотелось бы, чтобы дети видели во мне близкого человека, которому можно верить, с которым можно поговорить о сокровенном и от которого всегда можно ждать помощи.
Дети любят ярких, интересных людей, их нельзя обмануть, они чувствуют малейшую фальшь. Полюбив такого учителя, они начинают проявлять интерес и к его предмету. Так образуется то поле доверия, на котором можно сеять разумное, доброе, вечное, учить детей противостоять злу.
Как уберечь ребенка от зла, коим изобилует действительность?
К сожалению, в наше время дети часто испытывают дефицит доброты со стороны окружающих, а самое страшное, порой и со стороны близких людей. Но если и в школе ребенок будет сталкиваться с равнодушием, черствостью, то в этом случае мы получим общество озлобленных, безразличных к чужим бедам людей. Учитель может и должен сделать все, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, ощущал любовь и заботу окружающих. Только учитель вместе с близкими людьми, конечно, может уберечь ребенка от ситуации неудачи, тем самым сохранив его психическое здоровье.
Необходимо быть очень внимательным даже к очень робким успехам ученика. Успех надо сразу же заметить, оценить. Не бойтесь хвалить ребенка. Слова одобрения усиливают, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.
Очень важно, чтобы ребенок понял, что общество без него обойтись не может, что он – частичка этого общества.
Важно вернуть ребенку не только веру в себя, важно вернуть комфортность в повседневной жизни, в школе, на конкретном уроке. Теплая, дружественная атмосфера в школе, уважительное, заботливое отношение друг к другу и к людям способствуют формированию человека, готового совершать добрые дела и ценить добро.
И не обязательно мои ребята станут великими химиками. Важнее, чтобы они стали настоящими людьми, которым не будет безразлична судьба класса, школы, города, страны.
Комментарии