Что я в этой жизни хочу? Казалось бы, простой вопрос. Ан нет. Не все взрослые могут на него ответить, не говоря уже о подростках. Сомневающиеся могут усмехнуться: «Да задают ли дети себе такие вопросы?» Поверьте, задают. И размышляют, и пытаются найти ответ. Другое дело, что сделать это в вихревом потоке информации, учебной нагрузки все труднее. А ответить важно, потому что ничто так не мучает во взрослой жизни, как молчание в ответ на трепетный детский вопрос.И, как это часто бывает, решение в глубоких шахтах искать не нужно – оно лежит на поверхности. Причем подсмотренное у тех же детей. Что им позволяет получить небольшой, но очень полезный опыт? Конечно, игра. Более универсального способа жизненной тренировки еще никто не придумал. Как же это соотносится с тем смысловым обращением к себе, с которого мы начали? А очень просто. Свои предполагаемые жизненные маршруты, способы построения отношений можно… проиграть.
Подобную технологию уже три года используют в отделе гражданско-общественного воспитания Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга, а с самой технологией настольных игр-тренажеров отношений, стратегий учителя школ Московского района ознакомились в рамках работы Ресурсного центра по проектным технологиям Галины Гончаровой. Формально подростки играют в настольные игры, однако, по сути, своими руками и головой создают сценарий собственного социального определения. В арсенале игромастеров Ганны Скобенко и Екатерины Могуновой есть несколько игр, например, «Реальная жизнь», «Ледокол», «Командный хоккей», «Начни бизнес». Принцип – общий для всех настольных игр – движение по игровому полю согласно выпавшим числам. Но главный секрет игр кроется в том, что на каждой остановке предлагается возможность выбора, которая позволит или не позволит изменить свой маршрут, и это изменение зависит не только от личного желания игрока, но и от его умения услышать остальных членов команды. К слову, слушать и слышать – это первое, о чем просят игромастера, прежде чем ребята начнут движение по игровому полю. И, как потом в процессе игры понимают подростки, это одно из важных условий успешного прохождения этапов. Как уже говорилось, формально ребята приходят и, разделившись на несколько команд, садятся за игровые поля. К примеру, в игре «Реальная жизнь» им дается стартовый капитал и определяется миссия для каждого (по секрету: вначале она общая для всех – приобрести друзей), а затем начинается настоящее жизненное действо, где каждый решает для себя, по какому маршруту отправиться и какие поступки совершить, чтобы достигнуть цели. Как правило, первые 15 минут подростки настроены довольно критично и убеждены, что любая миссия им по плечу. Однако спустя время становится понятно, что те, кто прослушал (не слушал и не слышал!) объяснения игромастера, совершают действия, которые не поощряются, не вызывают уважения и интереса, а те, кто решил взять все препятствия наскоком, вынуждены отвлекаться на незначительные, на их взгляд, но значимые, по мнению игрового сообщества, вещи. – Действительно, игра – это самая продуктивная форма взаимодействия и лучший способ освоения реальности и познания себя, – соглашается Ганна Скобенко. – Кроме того, результаты игры никогда не врут. Можно до бесконечности утверждать, что хотел первым пробежать дистанцию, но ты либо пробежал ее, либо нет. Формат игры дает возможность увидеть: получил ты результат или нет, создал ты взаимоотношения с людьми, материализованные в виде фишки, или нет. Данная серия игр позволяет в безопасных и правильно выстроенных условиях предметно продемонстрировать, как работает наша жизненная стратегия, как работают наши навыки.Игры, по сути, – это отклик на сегодняшнюю жизнь, потому что у подростков для серьезного разговора остается все меньше площадок. Почему-то считается, что они должны научиться договариваться друг с другом, но где? В семье? Но в каждой ли семье умеют договариваться? Ведь что такое договариваться? Это умение правильно формулировать свои цели, понимать, каким путем я хочу достигнуть того или другого, умение строить взаимоотношения на благо индивидуального и общего проекта. Это лучше всего сделать через игру. Тем более что 80% того главного, что происходит в игре, находится над игровым полем – между участниками. – С какими сложностями вы сталкиваетесь при подготовке детей к игре?- Сложность одна, но очень серьезная: ребята не умеют слушать. Мы обычно сначала проводим игру «Ледокол», хотя она по сравнению с «Реальной жизнью» кажется скучной. Но именно она учит слушать друг друга, потому что сначала если проболтал – потратил драгоценное время, которое нужно для эффективной игры. Также есть ребята, которые, сами не поняв правила, пытаются научить других. Допущенная с их «помощью» неточность отнимает победу. А что такое неточность в реальной жизни? Часто за такие ошибки приходится платить высокую цену. Так что игровая площадка – это место, где можно прорепетировать тот сценарий, от которого в реальности лучше бежать безоглядно. Как считают в ДДЮТ, игровые технологии имеют большое значение в формировании социальной активности молодежи. По словам методиста по инновационной деятельности ДДЮТ Светланы Трофимовой, в образовательном учреждении идет подготовительный этап по реализации программы клубной деятельности. Нужно отметить, что клубный формат внедряется в ДДЮТ в рамках экспериментальной работы. Это совершенно новая форма работы с детьми, поскольку клуба как пространства свободного общения, формирующего социальную активность, в структуре петербургской системы дополнительного образования еще не было. Планируется, что клуб откроется для всех желающих в 2017 году. Будет прописана программа действий, разработаны и сформированы модули и, конечно, будут использоваться такие технологии, как игровая деятельность, тем более что опыт работы в этой области, к примеру у отдела гражданско-общественного воспитания, накоплен колоссальный. Игры, по мнению Светланы Трофимовой, интересны и высокоэффективны, это важный коммуникативный навык. Но главная задача, конечно, в том, чтобы воспитать социально активную личность. Причем педагоги ДДЮТ знают ответ на вопрос «зачем?». Как пояснила Светлана Трофимова, в целом, по данным различных исследований, россияне социально пассивны. Наверное, это следствие целого ряда причин. Что может сделать в этом случае образовательная организация на своем уровне? Только создать условия и предложить детям ресурсы, которые будут работать на их развитие, в том числе актуальные технологии. При этом, конечно, важно работать в тесной связке с психологами, потому что нужно определить целевые ориентиры: какого плана социальная активность является адекватной и здоровой для личности и, самое главное, продуктивной для общества.Точки зрения о том, что социальная активность должна стать неотъемлемой частью молодежной субкультуры, придерживается и директор ДДЮТ Московского района Елена Вергизова. По ее словам, дети – это будущее страны. Если сегодня пробудить в них желание что-то менять к лучшему, быть ответственными за то, что делают, воспитать инициативность, отзывчивость, то это будет только на пользу всему обществу. Нужно заметить, что настольная игра как учебная технология реализуется только в системе дополнительного образования. Со школами в этом вопросе трудно найти взаимопонимание, хотя некоторые образовательные организации уже начали приглашать игромастеров к себе. Однако на самом деле подобная игра может служить средством объединения, например, учеников и учителей, родителей и учителей, учеников и родителей, а также замечательным профориентационным инструментом.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-ПетербургМнениеАлександр ЧАЛОВ, студент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета им. Петра Великого, член Центра «Тинейджер+» ДДЮТ Московского района, игромастер: – Подобные игры нацелены на то, чтобы приятно провести время, сплотить игроков и разобраться в себе. В игре приходится делать выбор, и часто ты понимаешь, что поступил бы так же в реальной жизни. Для подростков это очень полезно, потому что можно показать себя в игре, открыть что-то в себе. Лично мне, когда я играл, это помогло задуматься о том, что я хочу, и спроецировать это на свою жизнь.Наталья БУРЦЕВА, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 9-го «А» класса школы №302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга: – О значении игровых форм и методов работы с детьми знает любой учитель. Я тоже думала, что знаю об этом достаточно много. Каково же было мое удивление, когда я со своим классом побывала на занятии в ДДЮТ Московского района!Перед глазами моих девятиклассников развернули игровое поле, коротко объяснили правила игры, и началось самое интересное: они попали в условия, очень похожие на те, которые преподносит сама жизнь. Каждому необходимо было строить траекторию своего продвижения, чтобы достичь определенной цели. На этом пути важно было налаживать взаимоотношения с другими участниками игры. Именно это во многом определяло успешность в достижении цели. Многие открыли для себя то, как важно научиться строить добрые партнерские взаимоотношения с теми, кто рядом с тобой. Многие поняли, как это непросто.В этой игре можно было зарабатывать деньги, получать образование разных уровней, ходить в парк, в кино или в храм, приглашать кого-то в кафе, работать на стройке, в автомастерской… А можно было пойти в криминальный бизнес и заработать много денег. Некоторые из ребят решили так и сделать. Но правила игры диктовали им маршрут, на котором они теряли свои возможности, в то время как другие двигались к цели. Когда прозвучало «Стоп, игра!», экспериментаторы поняли, что напрасно теряли время.Я переживала за своих детей, мне казалось, что им мало помогают руководители игры, но потом поняла, как важно было дать возможность действовать ребятам самостоятельно. Я увидела качественно новую форму работы. Мне она напомнила сказку о мальчике, который попал в музыкальную табакерку и увидел изнутри, как работает ее механизм, пообщавшись с Колокольчиками, Валиком и Пружинкой. В игре ребята постигали механизмы нашей жизни.Мы всю дорогу обсуждали то, что они прошли за полтора часа занятия. Ребята горячо делились впечатлениями, о чем-то спорили, что-то друг другу объясняли, радовались. Равнодушных не было. А это, по-моему, самое главное.Саша Ставрова, ученица 9-го «А» класса школы №302, Санкт-Петербург:- Наша команда играла в игру «Реальная жизнь». Мы решили, что навыки, приобретенные в этой игре, пригодятся в будущем. Игра помогла нам узнать, какие ориентиры есть, как правильным путем достичь цели. Наша команда первой выполнила миссии, потому что выстроила дружеские отношения друг с другом. Оказалось, что это очень важно: общаться так, чтобы быть понятым.
Комментарии