Несколько лет назад офицер запаса, режиссер и продюсер, член правления Ассоциации военного кино Союза кинематографистов России Сергей Линников побывал на кинофестивале в Чехии. Среди прочих там демонстрировались зарубежные фильмы военной тематики. Во многих из них до сих пор продолжаются споры: о том, кто же все-таки победил во второй мировой войне. Наиболее популярная версия: США и Великобритания.
Впрочем, чтобы увидеть, как перекраивается история, стоит лишь вглядеться в экран телевизора. Одна из излюбленных мишеней инициаторов этой перекройки – армия. В России она всегда была не только важнейшим элементом военной организации государства, но и зеркалом происходящих в стране процессов, жила одной судьбой с народом. Благодаря ей формировались такие понятия, как патриотизм, долг, честь. И если опорочить ее прошлое и настоящее, станет вполне возможным пошатнуть устои самого государства.
От неуважения себя…
Оружием бескровной войны стал кинематограф. Едва ли что-то сравнится с ним по влиянию на массовую аудиторию. К слову, примечательно, что именно голливудским специалистам доверили оформление пресс-центра антииракской группировки во время операции «Шок и трепет». Обилие громадных видеоэкранов и прочих технических изысков сделало пресс-центр похожим на кинотеатр, в котором демонстрировался страшный фильм под названием война. А современные технологии разносили его кадры по всей планете.
Способность детища братьев Люмьер будоражить умы оказалась востребованной в годы «холодной войны». Опираясь на мощь Голливуда, в этом преуспели американцы. Их представления о нашей стране, перенесенные на кинопленку, были далеки от реальности. Но сходства не требовалось. Было необходимо дискредитировать великую державу в глазах остального мира. Для этого годились любые средства. И значительная часть удара обрушилась на нашу армию.
Отечественные кинематографисты тоже не сидели сложа руки. Но их фильмы не были такими наглыми и неправдоподобными, как заокеанские. В них вероятные противники выглядели достойно, не казались клоунами. А еще во многом благодаря кино и телевидению послевоенные поколения нашей страны увидели ужасы Великой Отечественной войны. Фронтовая хроника, экранизации литературных произведений, фильмы вроде эпопеи «Освобождение» Юрия Озерова учили людей гордиться героической историей Отечества, не давали забыть, какой ценой далась победа над фашизмом.
Давно уж нет «железного занавеса». Но в зарубежных кинолентах последних лет образ россиянина, особенно в погонах, зачастую все так же карикатурен: пьяная небритая личность в ушанке, неважно, будь то подводник или космонавт.
Ну а наше кино заставляет вспомнить фразу В. Розанова: «Мы умираем от единственной и основательной причины: неуважения себя». Отечественный кинематограф, судя по всему, и впрямь «умирает от неуважения себя» и тащит за собой в могилу зрителей. Примитивный сценарий, обилие крови и крутых парней – вот рецепт популярности. Чему могут научить такие «шедевры»?
А учить есть чему: в России, например, не сформирован современный образ защитника Отечества, низок престиж военной службы. Между тем мировой опыт показывает, что даже один фильм на этом поприще может принести неоценимую пользу.
Когда в США начал резко падать конкурс в летные училища, минобороны перечислило одной из киностудий миллионы долларов. В результате появились фильм о летчиках палубной авиации «Топ ган» с Томом Крузом, несколько документальных лент на ту же тему, и от желающих стать авиатором вскоре не было отбоя. В выигрыше оказались не только несколько ВВС, но и вся армия, соответственно, и государство.
Наверное, чтобы сделать нечто подобное в российских условиях, не располагая миллионами долларов, надо быть настоящим профессионалом и патриотом.
Фильм… Фильм? Фильм!
Единомышленники, создающие художественно-публицистический сериал «Армия. Российская история XX столетия», собрались в Центре-студии национального фильма «XXI век». Биографии их к теме сериала имеют отношение. Алексей Малечкин, художественный руководитель и автор сериала, после окончания Московского государственного университета культуры и искусства и Всероссийского государственного института кинематорафии им. Герасимова работал на Киностудии Минобороны СССР, преподавал во ВГИКе, снимал фильмы в Лаосе, Афганистане, Приднестровье и Абхазии. Лауреат многих международных и отечественных кинофестивалей, премии им. Довженко. Ныне – председатель совета Ассоциации военного кино Союза кинематографистов России, член Союза кинематографистов России. Режиссер-постановщик и соавтор проекта подполковник запаса Сергей Линников окончил ВГИК, МВТУ им. Баумана, служил инженером-испытателем в авиационно-космической медицине. Соавтор проекта и руководитель сценарной группы специалистов капитан 1 ранга запаса Михаил Монаков получил образование в Калининградском высшем военно-морском училище. 13 лет был начальником исторической группы ВМФ. Член редколлегии журнала «Морской сборник», состоит в Ассоциации военного кино Союза кинематографистов России. Его перу принадлежат десятки работ, посвященных истории флота. Генеральный директор студии Александр Гундоров – выпускник МИФИ и Высших продюсерских курсов, член Ассоциации военного кино Союза кинематографистов России.
Идея проекта опирается на результаты более чем 30-летнего совместного труда военных философов, историков и кинематографистов, разрабатывавших эту тему. А тот шокирующий кинофестиваль в Чехии, на котором побывал Сергей Линников, только ускорил ее реализацию. То, что нужен большой цикл фильмов, охватывающий все стороны жизни и деятельности армии на протяжении бурного ХХ века, его создатели поняли, видя, что в нашем обществе укоренилось негативное отношение к Вооруженным Силам. И нужно не «затуманивание» глаз зрителя яркими эпизодами истории, а последовательное освещение целой эпохи в судьбе страны и народа по принципу: не надо бояться истины, куда бы она ни привела.
Предстоит создать 100 полнометражных фильмов о различных этапах жизни армии на протяжении целого столетия – от русско-японской до афганской и чеченской войн. Чтобы они основывались на правдивых документах, достоверных фактах и свидетельствах, были заключены договоры о совместной работе с Институтом военной истории, Академией Генерального штаба, агентством «Военинформ», ведущими конструкторскими бюро, предприятиями оборонно-промышленного комплекса, музеями и государственными архивами. Сотрудничество с архивами и музеями, опора на уникальные, в том числе до последних дней находившиеся на закрытом хранении материалы, делает сериал во многом эксклюзивным. Проект получил одобрение в Минобороны.
В результате первые серии цикла получились настолько исторически точными и познавательными, что Министерство образования присвоило им сертификат соответствия государственным образовательным стандартам. То есть их можно использовать в качестве учебного пособия в школах. Фильм же «Забытая война», выпущенный совместно со студией «Отечество», удостоен приза «Серебряный витязь» на 8-м Международном кинофестивале славянских и православных народов «Золотой витязь» и приза «Радонеж».
Параллельно проекту «Армия. Российская история ХХ столетия» идет работа над 10-серийным фильмом «Русские субмарины» и 15-серийным «Казачество. Жизнь после смерти».
Поле деятельности студии – вся страна, ближнее, а в перспективе и дальнее зарубежье. Съемочные группы работают в Мурманске и Азове, в Ростове и Твери, в Бресте и Киеве. И везде рады «киношникам», понимая, что их замысел достоин уважения. Но не все гладко.
Казалось бы, вся деятельность студии «XXI век» прекрасно вписывается в рамки программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2001 – 2005 годы», поэтому можно рассчитывать на государственную поддержку. До недавнего времени так и было. Сериал «Армия. Российская история ХХ столетия» получил статус национального фильма. В соответствии с Законом РФ «О поддержке кинематографии» все юридические лица, перечислявшие средства на проекты с подобным статусом, имели налоговые льготы. Но нашлись люди, которые использовали закон в корыстных целях. Вместо того, чтобы ужесточить и упорядочить его, авторы нового Налогового кодекса РФ уничтожили Закон РФ «О поддержке кинематографии» вообще. Пришлось искать инвесторов со стороны, что отразилось на темпах работы над сериалом.
Проблемой для энтузиастов из студии «XXI век» стали и искусственные препятствия на пути к зрителю, особенно если он проходит через телевидение. Для удобства показа 52-минутные серии даже разделены на 2 части. Но руководство центральных телеканалов, куда обращались с просьбами, отвечает примерно одинаково: «Не наш формат». Что за «формат» им нужен, догадаться несложно.
А между тем фильм наверняка не оставит зрителей равнодушными. Ведь после премьерного показа первой серии в музее на Поклонной горе люди покидали его со слезами на глазах. Пробовали обращаться к Валентине Матвиенко в бытность ее вице-премьером. Она поддержала идею, и обращение попало в Минпечати. Смысл полученного оттуда ответа сводился к тому, что государство не может влиять на сетки вещания частных коммерческих телеканалов. И пока отечественные произведения киноискусства не могут пробиться в эти самые «сетки», на телеэкранах крутят фильмы зарубежного производства на те же темы. Насмотревшись их, можно подумать, что победу во второй мировой войне одержала Америка.
И все же, несмотря на трудности, фильм находит зрителя. При содействии Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ (Росвоенцентра) ведутся переговоры с регионами, где им уже заинтересовались представители патриотических клубов и объединений.
Важно, чтобы об истории нашей страны и ее армии, какой бы она ни была, россияне узнавали из уст сограждан, а не иноземцев.
Комментарии