Ни для кого не секрет, что современные дети в большинстве своем нездоровы. А нездоровы во многом потому, что плохо питаются. Даже в Москве более чем у 90 процентов детей и подростков исследования, проводимые НИИ питания, установили дефицит одного или нескольких витаминов.
Такая огромная распространенность витаминного недостатка уже перерастает рамки проблемы медицины и становится социальной. А раз так, то решать ее надо всему обществу. И в первую очередь это необходимо учитывать при организации питания школьников. Вот почему еще полтора года назад было принято специальное постановление правительства Москвы, в котором утверждена целевая программа по совершенствованию организации питания детей и подростков школьного возраста.
Благодаря этой программе в школьных столовых появились витаминизированные хлеб и булочки, вкусные, обогащенные витаминами напитки. А также продукты, обогащенные йодом, поскольку для Московского региона характерна йодная недостаточность. Причем, как утверждает директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков доктор меднаук В. Кучма, все это практически не привело к подорожанию продуктов (цена увеличилась на 10-20 копеек за порцию).
Центр Госсанэпиднадзора столицы посчитал необходимым рекомендовать такое обогащение рациона всем детсадам и школам. Витаминизированы молоко и кисломолочные продукты, соки, каши, пюре и даже колбаса и котлетки. Вообще считается, что человеку (маленькому тем более) надо съедать каждый день пять овощей и фруктов разного цвета или выпивать разного цвета соки. В состоянии ли сегодня большинство семей позволить себе такое разнообразие? Вот почему и витаминизируют еду в московских школах. Конечно, все это происходит под контролем. Гигиеническую оценку организует центр Госсанэпиднадзора.
При поддержке Комитета образования Москвы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков организовал курс лекций “Основы рационального питания”. Слушают эти лекции ребята 5-8-х классов и их родители. И несмотря на то, что курс читают серьезные ученые, дети очень хорошо их понимают, поскольку он специально адаптирован для такой аудитории не менее серьезными психологами. В прошлом году прочитано 1300 лекций во всех столичных школах и 600 – в санкт-петербургских.
Родителям рассказывают о том, например, как выработать у ребенка стереотип правильного питания, как сделать, чтобы для него полезные продукты стали вкусными. А с детьми разговаривают примерно так: “Что будет с человеком, если он будет есть одни булочки да конфеты? Наверное, он будет очень умным? Ведь углеводы помогают нашему мозгу. Это не совсем так. Мало того, он будет маленьким и хилым, излишки углеводов превратятся в жир, и у него вырастет живот. Красиво?”
А взрослым рассказывают, скажем, почему есть 4 раза в день лучше, чем два или три. Оказывается, полдник влияет на обмен веществ и массу тела. Полдник стал предметом исследования во Франции. Оказалось, что люди, которые полдничают (и, следовательно, получают больше энергии), весят тем не менее меньше, чем те, кто этого не делает. Главное, надо не добавлять полдник к привычному объему пищи, а свой привычный объем раздробить на четыре раза. Детям полдники помогают удерживать концентрацию внимания, что крайне необходимо тем, кто учится. Иначе говоря, полдничать – очень хорошая привычка, если человек ест печенье, йогурты, фрукты и при этом, конечно, выпивает сок или молоко.
Обо всем этом шла речь на VII Конгрессе педиатров России, проходившем недавно в Москве.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
От редакции
Все, кого интересуют проблемы питания, могут позвонить по телефону “Горячей линии” (095) 916-26-83. Звонить можно и родителям, и учителям, и детям. И задавать любые вопросы. Ну, например: “Как отучить моего сына от “сникерсов”?”
Комментарии