Сегодня вопросы проверки и контроля рынка образовательных услуг сосредоточены в руках власти. Но не всегда инспекторские проверки или посещение уроков администрацией вызывают доверие, подчас грешат субъективностью и, что скрывать, некомпетентностью. Иногда руководители школы в течение ряда лет не дают ни одного открытого урока, не являются инициаторами внедрения передового опыта, так что и кого они могут проверить?
Одно из решений этой проблемы – привлечение внешнего аудитора образовательных услуг (ВАО). По форме это может быть частная или общественная организация или лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Важно то, что ВАО работает по найму в соответствии с договором, а предметом экспертизы могут быть как учреждения образования, отдельные направления их деятельности, так и работа учителей на предмет их аттестации. Речь не идет о проверке финансово-хозяйственной деятельности, для этого должны привлекаться другие организации, хотя принцип привлечения внешнего аудитора также уместен.
ВАО должен быть готов к осуществлению экспертной деятельности по всему комплексу образовательных услуг, а в перспективе – и в международном аспекте. Заказчиками могут быть представители органов власти, управления образования, учительская и родительская общественность. Попробуем наметить основные причины обращения в ВАО.
Наверное, такими заинтересованными лицами могут стать в первую очередь учредители образовательных организаций. Они содержат школы, стремятся привлечь дополнительные средства для выполнения заявленных программ. Должно возникнуть законное желание проверить, есть ли толк. Спрашивать тех, кого содержишь, – бессмысленно, честной и объективной картины они не представят.
Другая категория заказчиков – обеспеченные родители, коллектив родителей платных образовательных учреждений. Им важно понять, соответствуют ли заявленные обязательства реальному состоянию обученности и воспитанности детей.
Орган управления образованием может привлечь ВАО для проверки работы школы (по методической теме, по всеобучу, по конкретному направлению учебно-воспитательного процесса).
ВАО может быть привлечен руководством школы для беспристрастного проведения экспертизы аттестующихся учителей.
Учитель (профсоюз) также может привлечь ВАО для оценки собственной деятельности, если ему грозят увольнением по несоответствию должности и т.д.
Какие же преимущества дает привлечение внешнего аудитора образовательных услуг?
1. Несомненно, повысится объективность экспертизы. Проверки, проводимые органами образования, в том числе и аттестация, – дело внутриведомственное, и результаты не всегда объективны по той простой причине, что проверять приходится свою работу, отраженную в деятельности других. Не всегда хватает мужества и желания выявить истинное положение вещей. Что касается аттестации, то вся нынешняя экспертиза строится не на анализе роста учителя, а на одном открытом мероприятии.
2. ВАО вовлечет в деятельность лучших представителей учительства, авторитет которых – гарантия качества работы.
3. ВАО вовлечет в деятельность ученых, заинтересованных в развитии отечественного образования.
4. Материалы работы ВАО смогут выявить реальную ситуацию и проблемы, а возможно, и пути движения образования в будущем от уровня школы до уровня государства.
5. Не будет административных и ведомственных ограничений для экспертизы – результат не заказывается, а получается на основании работы.
6. Станет недопустимой «уравниловка» среди учителей, когда аттестация проходит формально, существует круговая порука и т.д.
7. Само существование системы ВАО – стимул для поддержания хорошей «формы» учителей, школ, органов управления образованием.
8. Многие гимназии, академии и прочие элитные учреждения образования в результате проверки ВАО могут оказаться самыми заурядными школами, а некоторые нововведения в методику и содержание образования – банальной перегрузкой.
9. Сократятся и расходы на содержание части контролирующих органов в области образования.
10. Это элемент гражданского общества, когда оценка деятельности государственных и муниципальных учреждений передается негосударственной структуре.
С какими сложностями могут столкнуться организаторы ВАО?
– Кадры. Будут нужны специалисты по экспертизе, по учебно-воспитательным вопросам.
– Методологическое обеспечение. Нужны понятие экспертизы, ее структура, процессы, инструментарий и т.д., возможность обучения.
– Сопротивление со стороны:
администрации ОУ, теряющей мощнейший рычаг воздействия на работника;
учителя, имеющего связи, но не имеющего оснований для повышения разряда по итогам аттестации.
Есть и другие проблемы: лицензирование деятельности, разработка пакета документации, финансовая сторона дела, отношения ВАО с профсоюзами, с аттестационными комиссиями, ответственность ВАО по результатам работы, внутренняя структура ВАО, методика работы и т.д. Но даже существующее законодательство уже позволяет начать работать на первичном уровне – в школе.
Деятельность ВАО сама покажет, насколько это востребовано, своевременно, жизненно. В этой работе заложен огромный потенциал продуктивности, она может быть более значимой и авторитетной, более интересной, чем некоторые искусственно создаваемые государством структуры, имитирующие гражданскую инициативу.
За рубежом тоже существует проблема участия общества в оценке и контроле над системой образования. В частности, в Англии, где издавна присутствует мощная структура попечительских советов с огромными, по сравнению с нашими, полномочиями, есть две проверяющие организации: одна от министерства образования, другая от имени Ее Величества. Но и о ВАО там тоже уже задумываются, это одно из направлений совместной деятельности Британского совета и ГУО Красноярского края.
Деятельность ВАО способна очистить систему образования от накопившегося хлама и привнесенного мусора, выявить действительные достижения и эффективные методики, в конечном счете создать условия для модернизации системы образования, отвечающего на современные вызовы времени.
Николай ИДОЙЧИКОВ, учитель истории и обществоведения Приреченской СШ, Красноярский край
Комментарии