В современной науке используются два термина: sex (пол), если речь идет о биологических основах поведения, и gender (род), когда имеют в виду социокультурное содержание поведения. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость). Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Гендер… Это важно?
В современном обществе проблема воспитания с учетом гендерных особенностей очень актуальна. С каждым годом в разных странах мира все больше и больше исследователей обращаются к изучению категории «гендер» и различных ее аспектов в обучении и воспитании.
Период дошкольного детства – тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.
Наблюдения показывают, что в настоящее время обращение воспитателей ограничивается словом «дети», что не способствует идентификации образа «я» ребенка с определенной социальной ролью. Поэтому первоочередной задачей стало введение в жизнь дошкольных образовательных учреждений поло-ориентированных обращений к детям в тех ситуациях, когда это уместно.
При этом воспитывают и девочек, и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он должен быть воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и проговорить их. В результате в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей дифференцированному подходу к девочкам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
Большого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-развивающей среды.
Общеизвестно, что среда – одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физическая, игровая, умственная), она еще и основа его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов. Роль взрослого в этом случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Вместе с тем в настоящее время в массовой практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики.
Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики.
В программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России гендерные особенности детей тоже не учитываются.
В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии, а также образную речь.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчика наиболее значимо указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности и получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях, однако это требует правильного понимания со стороны воспитателя.
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не становится проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей возможности реализации потребности в физическом контакте подобного рода, который позволяет им лучше понять свои силы, границы своего тела и границы в общении, социальных контактах.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям-женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры лишь бессмысленная беготня и могут привести к травме, а следовательно, им не место в группе и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важная педагогическая задача – преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Целью работы Ресурсного центра «Девочки и мальчики» стало внедрение в массовую практику дошкольных образовательных учреждений технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Что принципиально новое мы используем в работе?
Это:
– Дифференцированная предметно-развивающая среда.
– Мастерские для мальчиков и рукоделие для девочек.
– «Мамины уроки» и «Мужской клуб».
– Тренажеры для мальчиков и занятие аэробикой для девочек.
– Конкурсы и викторины «Мамы и дочки, папы и сыночки».
– Дифференцированные консультации для родителей девочек и для родителей мальчиков.
– Педагоги-мужчины.
– 7 из 12 членов родительского комитета детского сада – мужчины.
Елена Беляева,
Мария Самченко,
педагоги-психологи ГОУ д/с №557
Комментарии