Вчера здесь смеялись шуткам Джанни Родари. Сегодня восхищаются «звездой по имени Слава». Каждое поколение находит своих кумиров, тех, кто одобрен сверстниками. Связывает этих детей одно – они воспитанники школы-интерната №2.
1959-м в бывшей помещичьей усадьбе в верховье Волги поселились ребята, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Выпускники этого учебного заведения приводили потом в него своих уже вполне благополучных детей. Те – своих. Потому что убедились на личном опыте: здесь работают хорошие, сильные учителя. Потому что уверены: их отпрыскам будет здесь комфортно. И еще… потому, что к историческим ценностям здесь относятся бережно, по-особенному. Так из идеалов разных людей и эпох на фундаменте принципов школы, которой долгое время руководил фронтовик, защитник Ленинграда, народный учитель СССР Юрий Кашкин, родился Рыбинский кадетский корпус. Образовательное учреждение, в котором чтят традиции прошлого, дом, где формируют кодекс поведения, по которому, возможно, следует жить сейчас.За годы блокады Юрий Сергеевич детского горя навидался. Потеря близких, голод, бесприютность. Кашкин загадал: «Вот закончится война, и я обогрею всех!» Удалось осуществить это не сразу. С 1945 года работал в педучилище, был заведующим военным отделом Ворошиловского РК КПСС, директором школы рабочей молодежи №3. Но как только была основана школа-интернат №2, он перебрался сюда. Жена его, Эльфрида Васильевна, руководила музыкальной студией. И они вместе строили новую школу.Школьный музей – это тоже идея Кашкина. Музей в школе богатый, занимает целый этаж жилого корпуса. Хранительница всех этих бесценных фотографий-статей-рукописей – старожил данного учебного заведения. Людмила Донина пришла во 2-ю школу-интернат в 1971-м, с 1972-го она ведет музейную летопись:- Вот наша повесть о подвигах генерала Батова. Он раньше частенько заезжал к нам в гости. И наши ребята пару раз выбирались к нему в Москву. Именно у Павла Ивановича дома наш ученик Николай Лесков встретился с Алексеем Маресьевым и заболел небом. Его мечта сбылась: он стал летчиком, прошел Афган, но… погиб в Чечне. И еще один наш выпускник-летчик погиб уже в мирное время: Геннадий Неустроев спас весь свой экипаж, а сам выбраться из горящего самолета не успел… Мы часто вспоминаем их, наших ребят, отдавших жизнь Родине, собираемся у их фотографий, говорим о том, почему они выбрали именно такой жизненный путь, плачем. И очень ими гордимся.Когда-то Кашкин не дал уничтожить уникальные материалы о маршале Блюхере. Сегодня все историки завидуют и этому наследию интернатского хранилища, и собранным здесь сведениям о командующем Юго-Западным фронтом Федоре Харитонове, и данным о танкисте Николае Водолазкине, и статьям о покорителе морских глубин Иване Колышкине.Множество фотографий: Юрий Левитан, Зоя Федорова, Джанни Родари, Вячеслав Старшинов, Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична – все они были гостями рыбинского интерната, подолгу беседовали с ребятами о жизни… Еще в музее хранятся замысловатые агрегаты, которыми хвастались на ВДНХ воспитанники радиотехнического кружка Бориса Попутчикова: радиоуправляемые луноходы, вертолеты. Эти юные изобретатели выросли и стали видными российскими учеными… Вглядываемся в лица выпускников в виньетках… ба! Да это же сам генерал Вахруков! Его мама, оказывается, здесь преподавала математику.А в кадетском корпусе в этом году будет пока только первый выпуск. Свой новый статус школа получила в 2003-м. Тогда эти ребята рискнули пойти сюда в первый класс. Сегодня, по словам нынешнего директора школы-интерната Владимира Калагаева, мечтают о военной карьере, о серьезных академиях, в которых не смогут не оценить их знания. Мальчиков здесь много, девчонок – треть. Но все они сделали этот свой выбор вполне осознанно.Дарья Феоктистова попала в кадетский корпус в 5-м классе:- Сначала было тяжело. Ранние вставания, пробежка. Потом – косы заплести и на завтрак! И это в то время как за внешним видом подружек ухаживали их мамы-бабушки. Но моя мама меня поддерживала морально, приезжала каждую среду, в родительский день. И я втянулась, привыкла. У меня же вся семья не по книжкам знакома со службой, вот и я для себя решила: хочу быть военным переводчиком. И лучшей подготовки, интеллектуальной и специальной, чем здесь, я нигде не получу.В школу действительно приходят педагоги не просто сильные, уникальные. И весьма крепок в ней кадровый костяк – 6 офицеров учат премудростям несения службы, 4 офицера руководят ротами. А вполне мирный литератор Максим Цветков после уроков со своими учениками занимается журналистикой. Хореограф Анна Галинтовская создает с ребятами оригинальные танцевальные композиции. И 32-летний Алексей Маслов, безраздельно завоевавший в этом году на городском этапе конкурса «Учитель года России» сердца всего детского жюри, открывает кадетам всю многогранность спорта. Он занимается с девчонками и мальчишками паркуром, танцами, гимнастикой. Из-за него они влюбились в сноубординг и заставили родителей купить им доски, чтобы заниматься экстремальным спуском с гор и во время каникул. Хотя… на каникулах кадеты предпочитают приходить в школу: позаниматься строевой, на репетиции, для оказания помощи нуждающимся в качестве волонтеров. Для этих детей учеба в кадетском корпусе – незабываемое приключение. И на это приключение их каждый раз благословляют великие полководцы, о которых рассказывают сами стены этого учебного заведения. Вот и адмирал Нахимов строго смотрит с картины: «Жизнь каждого принадлежит Отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу». С такими напутствиями не забалуешь!P.S. В стране уже более 100 кадетских корпусов, более 1000 кадетских классов, более 20 суворовских военных училищ, в каждом федеральном округе страны открываются президентские кадетские училища. Сегодня кадетское образование – одна из самых успешных систем воспитания молодежи.Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Рыбинск
Комментарии