search
main
0

Покорение некомфорта

Дети в Арктике: проект, который дает каждому возможность почувствовать себя героем

Мало кто задумывается о ресурсах и потенциале, которые дает нам не только городская среда, но и наша планета. Мы привыкли, что жизнь современного человека – это высокий уровень комфорта, это мир развивающихся технологий, гаджетов и Интернета.

Обучение детей основано на получении знаний из учебников, Интернета, от учителей, но нет никакого эмпирического опыта. На уроках истории мы рассказываем об освоении Арктики и всей России, говорим о тяготах жизни других людей, но все это пустой звук, потому что детям никогда не понять то, о чем мы говорим, да и, скажу честно, половина учителей не понимают этого, ведь они не видели этого своими глазами, не пережили, не прочувствовали. Никакими словами человек не может описать восторг от внутреннего преодоления себя, как не передать и пронизывающий холод от ночевки на леднике, страх при виде медведя, идущего на тебя.

Только испытав что-то сами, мы можем с полным пониманием дела рассказать другому человеку о пережитом опыте, о трудностях и открытиях, с которыми столкнулись, в надежде, что собеседник хотя бы попытается понять нас.

Современное поколение – это поколение комфорта, которое нужно выводить в реальный мир, пока не стало поздно. Мы стали слишком сильно заботиться о детях, забывая о развитии в них настоящих человеческих качеств, таких как взаимовыручка, честность, справедливость, ответственность.

Я педагог общеобразовательной школы, но в свободное время я путешественник, фотограф, исследователь, член Русского географического общества и организатор путешествий. Я научилась совмещать свои интересы и работу. Каждый раз, возвращаясь из очередной экспедиции, я делюсь полученными знаниями и опытом с детьми, стараюсь открыть им горизонты и расширить их восприятие, вырвать из зоны привычной комфортной жизни и научить по-настоящему преодолевать трудности.

Жизнь стала слишком безопасной

Несколько лет назад я сама была участницей разведочной экспедиции на Шпицбергене. Это была двухнедельная экспедиция с целью разведки и описания нового маршрута от поселка Пирамида до побережья Северного Ледовитого океана. В команде нас было 6 человек: руководитель экспедиции, я и четверо несовершеннолетних ребят. Это было одно из самых удивительных путешествий в моей жизни, мы оказались в настоящей Арктике, в царстве белых медведей, одни, с четко поставленной целью – преодолеть маршрут. Мы верили, что не просто хорошо проведем время, но и сделаем что-то полезное. Маршрут был не самым простым, это правда, но мы, совершенно незнакомые люди, по-настоящему сплотились во время путешествия. А этому способствовали полная оторванность от цивилизации, необходимость участвовать в общественной жизни – готовить еду, ставить лагерь, караулить спящих, высматривать белых медведей и др. Вот это и есть настоящая школа жизни. В этом путешествии мы не раз сталкивались с ситуациями, когда нужно было помочь друг другу, бросить все и подхватить падающего человека, помочь преодолеть брод через бурную реку и вытащить друга из болота. И, скажу честно, потребовалось время, чтобы научить мальчиков на самом деле помогать друг другу, объяснить, что от их действий зависит жизнь другого человека, и в реальных условиях это осознание приходило быстрее. А в школе, что? Каждый сам за себя. Даже родителям современные дети уже не помогают, потому что нет потребности, нет реальной угрозы. Жизнь стала слишком безопасной.

Дети с ОВЗ в Арктике

Одним из участников нашей экспедиции был мальчик с нарушением слуха, ему даже приходилось носить слуховой аппарат, иначе он не слышал, что говорят другие. Кирилл был не только ребенком с ограниченными возможностями здоровья в нашем походе, но и вторым помощником руководителя. Именно на Кирилла легли обязанности по ориентированию на маршруте, выбору пути, по сути, он был негласным руководителем похода, а наш настоящий руководитель Евгений Вячеславович лишь изредка корректировал его действия, помогал советом и наблюдал за действиями подопечного, предоставляя Кириллу самому преодолевать трудности.

В Арктике Кирилл уже не первый раз, по возможности ездит туда каждое лето, ведь после подобных походов у него наблюдается положительная динамика, он лучше слышит. И дело, наверное, не только в тишине и беззвучности Арктики, но и в ощущении собственной значимости и важности в подобных условиях. В походе Кирилла ценят и любят за его личностные качества, за умение поддержать, помочь, разделить тяготы походной жизни, а на то, что он говорит чуть громче остальных или придвигает к говорящему ухо, никто не смотрит, ведь это и не важно. Главное – это то, какой ты человек.

Встречали мы в Арктике и других людей с ограниченными возможностями здоровья. Под конец сезона приехала группа слабовидящих людей, один из участников был практически слепым. Уж не помню сейчас организацию, что вывозила их на Шпицберген, но подобные путешествия для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья делались каждый год. И люди, участвовавшие в данной экспедиции, отмечали улучшения в своем здоровье благодаря вынужденной необходимости концентрации зрения, слуха и внимания. Ведь это тебе не по асфальту в городе ходить, здесь, в дикой природе, нужно быть предельно аккуратным и внимательным, рельеф пересеченный – то подъемы, то спуски, то камни, то брод, то болото. Идти нужно, медленно оценивая каждый шаг, поторопишься – можешь травмироваться, а помощи особо ждать неоткуда. Ну и, конечно же, не нужно забывать про социализацию этих людей, трудности, как говорится, сближают. В компании других людей, имеющих подобные сложности, они не чувствовали себя особенными, они были как все.

Среда формирует человека

Конечно, Арктика не панацея от всех заболеваний, и дело, наверное, не только в ней. Я встречала инвалидов и на Камчатке, и на Алтае. Здесь главное – не место, а условия, в которых оказывается человек. Ведь среда в большей степени формирует и развивает человека, а где получить развитие, если тебе и так все дано? Зачем тогда стремиться куда-то? Оттого-то наши современные дети и растут безынтересными и пустыми, что нет им надобности что-то преодолевать внутри себя, развивать свою личность. Для них, как говорится в известном мультике, и так сойдет. Есть, конечно, исключения, и многие находят себя в кружках дополнительного образования, например, или благодаря профориентационной работе в школе находят свою будущую профессию, но таких детей становится все меньше и меньше.

Арктика для людей, сильных духом

В прошлом году я впервые услышала о проекте Матвея Шпаро – о Всероссийской молодежной полярной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!», и я очень рада, что у современных детей появилась такая возможность. Ведь это настоящее приключение, способное изменить чью-то жизнь к лучшему, подарить мечту и цель в жизни.

Арктика для людей с сильным духом, для того чтобы попасть в подобную экспедицию, нужно готовиться заранее. Любой человек в подобных условиях может сломаться психологически, а именно это и есть самое трудное в путешествии. Отказ от привычной жизни, отсутствие Интернета и телефона, серьезные физические нагрузки, узкий круг общения, отсутствие комфорта – все это испытание духа. Но для людей, преодолевших подобные испытания, это навсегда остается в памяти как личная победа. Именно благодаря пережитому опыту у детей формируются чувства собственной нужности, включенности себя в реальную жизнь, развивается положительная самооценка. Подобный набор качеств и представлений о себе формирует базу для дальнейшего становления личности подростка и преодоления трудностей. Сам для себя ребенок становится героем.

Ни для кого не секрет, что задача педагога – создать для ребенка ситуацию и условия, в которых тот почувствует себя успешным, и чем труднее у него путь к этому успеху, тем дольше и сильнее будет эффект.

Нина СЛАЩИЛИНА, социальный педагог школы №222

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте