1 ноября 2011 года в гимназии №1529 прошла международная конференция по теме «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений».
Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор Класс-центра: – Если бы мы были глухими и слепыми, не слушали радио и не смотрели телевизор, то могли бы сказать, что в школе проблемы насилия нет. Если ударить женщину становится нормой, то я не могу осуждать за насилие школу. Только те школы, которым удается создать свой уникальный климат, каким-то образом попытаться внедрять другие ценности, могут сегодня достигать результат в такой агрессивной среде. Проблема очень серьезная, есть даже несмешной анекдот по этому поводу. «Всего 100 лет назад учителя били детей. Как время летит…» Я не говорю о моей школе, наша школа не очень показательна. Но то, что происходит сейчас, когда дети унижают, просто насилуют, учителей, это угнетает. Еще более ужасает, как ведут себя родители по отношению к учителям и детям. Причина насилия проста: оно происходило всегда, но не показывалось, а сейчас показывается и никак не осуждается. Агрессивно и оскорбительно по отношению к другим людям могут себе позволить вести и политики, и звезды шоу-бизнеса. У них нет внутреннего цензора, а они ведь те, на которых смотрят. Когда в прошлом году в течение нескольких месяцев телевидение показывало, фактически смаковало, как в класс вошел мужчина и избил учительницу, а она девочка, даже на учительницу не похожа, мы узнали, что он был работник МВД, связан с наркотиками и просто нездоров, но наказания никакого не понес. У нас сейчас благоприятная для распространения насилия почва. Героем становится – нет, не становится, уже стал – мачо, который все свои проблемы решает при помощи оружия. Подсажена на иглу телевидения вся страна. Видеоряд информации легче воспринимается, чем вербальный. Как юный телепотребитель будет реагировать на слова учительницы «Милый друг…», ведь у него в голове видеоряд и подстрочник «Дома-2»? В школе мы будем правдами и неправдами говорить о ценностях, которые будут при любых режимах. Но без родителей, без общества мы обречены на проигрыш. Поэтому могу даже сейчас сделать обращение к гражданам России. «Хорошие люди, добрые люди! Папы, мамы, бабушки и дедушки, составляющие все население страны! Мы научим писать «жи» и «ши» и считать, что дважды два четыре, но без вашего участия не объясним, что такое хорошо и что такое плохо. Если при просмотре программы, при сообщении о насилии и хамстве вы не выключите телевизор, если вы не поздороваетесь с дворником-таджиком и не поздравите его с праздником, если не научите детей сдерживать агрессию, то мы ничего не добьемся». Григорий ОСТЕР, писатель: – Насилия в школе всегда хватало. Во все времена жестокости в школе было ровно столько же, сколько за стенами школы, во всем обществе. Когда появились Интернет, мобильные телефоны, то возникла возможность записывать на их камеры все то, что раньше было скрыто в классах от посторонних глаз. Наверное, через какое-то время изменится психология людей, в том числе и обитателей школ – к вывешиванию своих «подвигов» станут относиться осторожнее. Люди еще не поняли, что когда они что-то выкладывают в Сеть, чтобы посмотрели их друзья, появляется большой шанс сделать самому на себя донос. Кстати, преступники во все времена часто друг другу хвастались, именно поэтому их легче было ловить. Бывает и так, что некоторые вполне взрослые учителя забывают о возможных последствиях, срывают на учениках свое раздражение и, наказывая их, проявляют ничуть не меньше жестокости там, где, как им кажется, этого никто не увидит. А наказание не по закону – это тоже преступление. Конечно, наказывать безобразников необходимо. Но когда наказание осуществляется по закону, оно происходит в меру. Одно дело, если учитель строго, но справедливо дал понять ученику, что не собирается дольше терпеть (а дети зачастую просят, чтобы взрослые им дали понять, что уже не шутят). Совсем другое дело – наказание вне рамок закона, особенно там, где этого никто не видит.
Комментарии