Учителям с современными детьми бывает непросто. Подчас традиционные и привычные многим методы воспитания оказываются недейственными. О том, как достигать воспитательных целей, рассказал член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Павел Степанов.
Павел Валентинович в своей лекции «Воспитание в программах и реалиях: как реализовать требования ФГОС», опубликованной на странице РАО в соцсети VK, обратил внимание, что если детям навязывать ценности, воспитание превращается в противоположность. Он уверен: формализм не способствует воспитанию, а вредит ему.
О достижении результатов воспитания
Чтобы понять, как достичь реальных результатов воспитания, нужно ответить на три вопроса. Первый: когда работа с детьми обретает воспитывающую направленность? Это происходит тогда, когда общение с ребятами становится ценностно-ориентированным. То есть ориентированным не столько на знания, сколько на ценности. Второй вопрос: в каком случае общение становится таковым? Это происходит тогда, когда между педагогом и учениками устанавливаются доверительные отношения. И третий вопрос: когда они становятся доверительными и как этого добиться? Это происходит, когда педагог и дети участвуют в совместной деятельности.
Суть воспитания – в нюансах общения, деятельности и отношений. В каждом из этих трех «китов» таится немалый потенциал, который нужно уметь реализовать.
Как реализовать процесс воспитания в деятельности
Во-первых, важно учитывать возможности школьников. Понятно, что существует теория поколений, однако в ней есть некоторая натяжка, поскольку грани между поколениями всегда размыты. Тем не менее хорошо видно, что дети меняются. Раз в 5 или 10 лет приходят другие ребята. Исследование прошлого года показало, что современные дети менее терпимы к нормированию поведения со стороны взрослых. Это было и раньше, но обычно в подростковом возрасте – сегодня эта планка становится ниже. При этом они с куда большим рвением включаются в работу, если она им интересна, если в ней есть элемент игры. Также отмечается, что дети не могут долго удерживать внимание, что связано с цифровизацией. Они хуже слышат и слушают друг друга. У них много знакомых, но меньше настоящих друзей, с которыми могли бы разделить свои переживания. Современные школьники меньше играют в контактные игры, которые выступают важным моментом социализации. Сегодня на переменах в столичных школах становится тихо. «И это не есть хорошо. Да, ребята не бегают. Да, ребята не носятся по коридорам. Но это не должно радовать педагогов. На мой взгляд», – отметил спикер.
Дети реже позволяют себе мечтать, размышлять о своем будущем, о своем прошлом. А ведь эти навыки очень важны для развития личности. Они чаще испытывают стресс, более хрупкие – это «поколение снежинок, которые легко тают». Меньше гуляют на свежем воздухе, позднее ложатся спать. Но самое главное: эти ребята очень разные, – подчеркнул Павел Валентинович. В этом поколении усилилась дифференциация. Появилось много таких, кто склонен к самопрезентации – в виртуальном и реальном мирах. При этом все больше появляется закрытых ребят, избегающих толпы и массовых мероприятий. Это ярко показала пандемия.
В этой связи важно понимать, что к таким разным школьникам нельзя применять универсальные педагогические средства, вовлекать в общие для всех мероприятия, проводить единые для всех классные часы. С учетом особенной чувствительности современных детей к тому, что им интересно, а что – нет, принцип единых тоталитарных мероприятий только умножает формализм.
Что можно изменить в деятельности? Спикер предлагает перестать применять универсальные средства и сводить всю деятельность, которая проходит в школе, к календарным мероприятиям. Мероприятия и деятельность – не одно и то же. Разницу легко понять, обратившись к образу льдинок и айсберга. То, что находится на поверхности – это мероприятия. Они хорошо видны, их можно сосчитать, сфотографировать, можно отчитаться.
При этом мероприятия могут существовать в двух вариантах. Во-первых, как набор разрозненных спланированных педагогами или спущенных сверху. Для детей такие мероприятия вступают в виде акций, к которым они не имеют отношения и в которых им предложили или их вынудили поучаствовать. Такие мероприятия малоэффективны, а по причине чрезмерной навязчивости иногда вредны воспитанию. Мероприятия могут существовать и в другом виде – как составная часть постоянной деятельности, которой увлечены дети. Кто-то увлечен спортом, кто-то театром. Этим интересам могут отвечать концерты, конкурсы, выставки. Такого рода мероприятия для ребят – естественное продолжение их постоянных любимых занятий. В этом варианте мероприятия становятся фрагментами деятельности – яркими, но не самыми важными. Они подобны верхушке айсберга.
Важнее то, что скрыто от глаз – сотни малых повседневных дел педагогов и детей (встречи, спонтанные беседы, чаепития, шутки, розыгрыши, игры, оформительские работы, просто болтовня). Это очень значимо, важнее мероприятий. Именно на этом уровне педагоги могут стать для детей значимыми взрослыми. «Именно так дети могут перенимать от нас ценности – в повседневном общении», – подчеркнул Павел Валентинович. Беда в том, что педагоги начинают все больше мероприятий включать в планы – до такой степени, что просто не остается времени на обычные повседневные дела и общение, на выстраивание прочных доверительных отношений с детьми. Любой педагог скажет, что ему не хватает времени – при этом планы становятся все обширнее.
На взгляд спикера, если педагоги под видом воспитательной работы станут проводить мероприятия, не связанные с увлечениями детей, это будет тупик. А если учитель начнет стремиться помочь ребенку найти в школе свой интерес, то воспитательные возможности различной деятельности в школе возрастут.
Почему важно общение
Мы сможем реализовать требования ФГОС, если поймем, что именно неформальное, неорганизованное общение играет большую роль в воспитании. Именно его в школе не хватает. Опрос показал, что почти половина детей (42%) не общаются со своими учителями вне урока. Педагоги стали реже разговаривать с ребятами о житейском – о дружбе, любви, о музыке, кино, моде, экологии – о чем они уже имеют свое мнение и готовы им поделиться. Только в таком общении со взрослым ребенок может усваивать социальные нормы: как говорить, как вести беседу, как слушать, как поддерживать собеседника мимикой, взглядом, как не обидеть, как следить за нитью разговора.
Именно в неформальном общении только и можно сформировать доверительное отношение. Детям важно понимать, что его мнение, мысли и взгляды кому-то интересны. Педагогу такое общение тоже необходимо: у него появляется огромный шанс лучше узнать своих учеников. По мнению Павла Валентиновича, многие трагедии последних лет в образовательных организациях произошли от того, что педагоги недостаточно знали о своих детях. Трагедии можно было бы предотвратить, если бы к детям проявлялось больше внимания. Никто из одноклассников и педагогов о «стрелках» не говорил, что они были агрессивными с детства, наоборот – тихие, незаметные, спокойные, от них никто не ожидал агрессии.
Именно неформальное общение является хорошей профилактикой насилия и агрессии в школе. Что движет человеком, который осознанно причиняет боль другому? Чаще всего это связано с внутренними проблемами человека – с самооценкой, неудачами, причину которых он ищет во внешнем мире. Желание отомстить возникает не сразу. Сначала хочется высказаться. В этом случае хороший неформальный разговор очень важен. При этом сам ребенок с разговором не подойдет, взрослый должен сделать первый шаг – не родитель, а относительно посторонний человек. Если с педагогом у него доверительные отношения, ребенок хотя бы «выпустит пар», напряжение спадет.
Что касается формализованного организованного общения, то ФГОС можно реализовать на классных часах и других мероприятиях, если получится избежать морализаторства. В процессе обучения общение происходит преимущественно в форме монолога. Так можно сформировать знания. Однако ценности так не формируются. Против морализаторства и наставлений дети начинают протестовать. Говорить с ребятами нужно не о ценностях, а о каких-то важных для них ситуациях. Стоит предлагать темы для классных часов в острых ситуациях, в случаях, когда темы их «задевают». О нормах и ценностях лучше дискутировать, чем рассказывать о них.
Какими должны быть отношения
«Мы сможем реализовать требования ФГОС, если сумеем свести к минимуму манипулятивное отношение к ребятам», – отметил Павел Степанов. Школьниками мы начинаем манипулировать тогда, когда боимся неудобного для нас поведения. Например, боясь неправильно ответа, манипулятивно подводим к правильному ответу. Или пишем сценарий мероприятия вместо того, чтобы помочь это сделать детям самим. В результате доверие ребят к педагогам и школе снижается, формируется привычка лицемерить. Резюмируя сказанное, спикер отметил важность того, чтобы педагоги оставались для школьников значимыми взрослыми. Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Полностью ознакомиться с лекцией Павла Степанова можно на странице РАО во социальной сети.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало о цифровом контенте в образовании и пути его развития в России. На эту тему выступила Людмила Босова, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. Ее лекция называлась «Цифровой образовательный контент для общего образования: модели использования и перспективы развития».
Комментарии