«Современная молодежь ничем не интересуется», «Подрастающее поколение растет вялым и безынициативным», «Детей ничем не удивишь». Как часто мы слышим такие нелестные и очень печальные слова о тех, кого мы воспитываем. А действительно ли мальчишки и девчонки, которые приходят в школу, садятся за парты и осваивают школьную программу, равнодушны и неактивны? Можно ли оценить по какой-нибудь системе степень увлеченности детей тем, что мы, взрослые, им предлагаем? И в чем измерить уровень заинтересованности подрастающего поколения? Только ли от них, наших воспитанников, зависит, нравится ли им то, что их окружает? Может быть, это мы предлагаем им не то, что им интересно?
Много вопросов. А ответы на них очевидны. Чтобы подростки стали теми, кого мы хотим вырастить, кем мы хотим гордиться, нужно чаще ставить себя на их место и спрашивать себя: «А было бы мне это занятие интересно?»Именно это стало основным руководством для моей деятельности в рамках уникального проекта «Субботы московского школьника». Чего только не предлагает этот новый уровень столичного образования: и участие в патриотических мероприятиях, и погружение в научную деятельность, и повышение финансовой и предпринимательской грамотности, и постижение последних технических разработок!Что же предложить детям? Как учесть их потребности? Как заинтересовать?Прежде всего надо смириться с тем, что класс – это неоднородный коллектив самобытных личностей, у каждой из которых свои взгляды на мир, свои увлечения, свои предпочтения. Поэтому невозможно найти такое поле деятельности, которое удовлетворяло бы потребности каждого индивида коллектива и было бы интересно всем. Да этого и не требуется. Достаточно, учитывая возрастные особенности детей, предложить им разнообразные формы деятельности. И тогда, собираясь в разные по количеству участников группы по интересам, подростки смогут на новом уровне общаться друг с другом, постигая что-то новое или уже неплохо ими освоенное.Так, выбрав из огромного количества предложений «Арт-субботы», я ставила перед собой цель вовсе не превратить мальчишек и девчонок в Шишкиных и Врубелей, а помочь им перенестись в мир фантазии, причудливой мечты. Пятиклассники, душевно встреченные организаторами, погрузились в атмосферу творчества, которая была бы невозможна, если бы мы, взрослые, не стали бы ее вдохновителями. Здесь в каждом ребенке, даже самом неуверенном в себе, не умеющем рисовать, зародилось желание попробовать себя и проявить свои таланты, возможно, дремавшие до этого момента. А разве не это и есть главная задача любого взрослого, чья деятельность направлена на воспитание лучших качеств подростка? Каждый унес с собой не просто лист акварели. Это свидетельство того, что любой ребенок талантлив. Активен и способен, если его к этому правильно мотивировать, в том числе и личным примером. Не стесняйтесь сесть рядом с детьми за парту, за рояль, за мольберт, взять в руки ноты, кисть, мяч и сделать то, что делает ребенок. И пусть у него получится лучше, чем у вас. Быть может, это будущий Леонардо да Винчи или Александр Пушкин. А ведь их наставникам хватило такта признать, что ученики превзошли учителей. Может, и нам иногда это полезно?К мастер-классу по рисованию восьмиклассники отнеслись с большим скептицизмом, поэтому и образовавшаяся группа была немногочисленна. К сожалению, подростки уже почти уверили себя в том, что их способности к живописи близки к нулю, а этим перед одноклассниками не хвалятся. Но даже мальчишки, отправившиеся на урок по акварели, должны были признать: это интересно! В тихой, но творческой атмосфере рождалась радуга. Это была радуга, отражающая палитру чувств и восприятие мира каждого из юных нехудожников. Мне нравится наблюдать за лицами детей в процессе их творчества. В них столько сложных эмоций, что, только находясь рядом, начинаешь быть ближе к детям, становишься одним из них, вместе с ними радуешься успеху. А сколько впечатлений оставил мастер-класс по каллиграфии! Современный ребенок, часто не желающий писать по шаблону и славящийся некрасивым почерком, с особым удовольствием писал тушью и пером (!) древнерусской скорописью. И каждый унес домой не только фотографии с удивительными учителями по живописи и их помощниками, не только свои работы, которые (я в этом уверена) заставили прослезиться даже отцов, но и уверенность в том, что хороший почерк – это здорово и возможно! А вы говорите – неинтересно!К финансовой грамотности восьмиклассники имеют непосредственное отношение: на уроках математики и обществознания они уже знакомятся с основами бизнеса, экономики. А вот «Бизнес-завтрак» на английском языке «The financial world» стал открытием для ребят. Правда, не было овсянки и чая, традиционных составляющих английского завтрака, зато были мультимедийные ресурсы для делового английского. И каждый смог почувствовать себя если не основателем собственного банка где-то на просторах Евросоюза, то уж точно значимым сотрудником финансового отдела одной из престижных зарубежных фирм. Одно дело – изучать язык, другое – видеть, как его применять на деле. Вот она, настоящая социализация подростков, пусть и в игровой форме данная. Может быть, именно во время такого «завтрака» и зародится у кого-то из группы настоящая мечта стать финансистом. А это хорошая стартовая площадка для реализации своих возможностей.Для очень многих родителей и педагогов важной задачей становится научить современных детей планировать свое время. В век сумасшедших скоростей, IT-технологий важно не забывать о многих бытовых, межличностных и деловых отношениях, которым обязательно должно отводиться место в повседневной жизни человека. Вот почему в одну из суббот мы с восьмиклассниками отправились в Городской психолого-педагогический центр, куда нас пригласили поучаствовать в деловой игре «Как успеть и не забыть». Здесь в удивительно творческой атмосфере ребята смогли достичь настоящих успехов. А главное – каждому нашлось дело, интересное и увлекательное. Все без исключения поняли: чтобы успеть и ничего не забыть, нужно планировать и рассчитывать свое время и ставить перед собой реальные задачи. И снова цель, на которую рассчитано это мероприятие, была достигнута. Заметьте: без принуждения, угроз, запретов. Все по-настоящему, как в жизни, только в игре.А еще дети – сами великие сценаристы. Они, порой удивляя нас, взрослых, выступают с самыми неожиданными предложениями, часто преподнося нам сюрпризы. «А не посетить ли нам лекцию?» – обратились ко мне пятиклассники, когда им был задан вопрос: «В каком мероприятии вы хотели бы поучаствовать?» Лекция? Для пятиклассников? Не скучно ли? Не слишком ли продолжительно? Не сложно ли? Эти вопросы мучили меня по дороге в Академию наук на полуторачасовую лекцию «Коронация русских царей и императоров в Москве». Ребята восприняли атмосферу института как нечто фантастически взрослое и сами прониклись ею настолько, что стали на эти полтора часа почти студентами, преобразились, даже говорить стали по-другому. Конечно, после часа сидения на одном месте им было сложно не шевелиться (привычка, которую можно назвать «45 минут», впитавшаяся с первого класса, давала о себе знать). Но интерактивная часть с вопросами, наглядное приложение, доступный рассказ с уникальными подробностями, о которых, кстати, не везде прочтешь, – все это, безусловно, способствовало тому, что мероприятие в формате лекции не стало наказанием для одиннадцатилетних детей, а превратилось в жизненное испытание, выбранное ими самими, благополучно преодоленное и вызвавшее интерес.Посещение вузов особенно интересно. Причем чем раньше начнешь знакомить детей с институтами и университетами, тем более безболезненно становится переход учащихся от школьного типа учебных занятий к вузовским, тем серьезнее учащиеся относятся к выбору своего будущего места обучения. Поэтому посещение в одну из суббот ГЦОЛИФКа стало настоящим открытием для ребят. Подлинные мастера спорта, инструкторы погрузили их в атмосферу акробатики. Насколько непросто спортсменам, как тяжело бывает на тренировках, как велики нагрузки – все это наглядно продемонстрировали профессионалы своего дела. А пятиклассники усвоили самое главное: человек способен на многое, если захочет.Так действительно ли современные дети вялые, безынициативные и не интересующиеся? Когда я слышу подобные утверждения из уст взрослых, мне хочется задать вопрос этим всезнающим и серьезным людям: «А что сделано вами для подрастающего поколения? Какие мероприятия вы с ними посетили? Сколько суббот провели вместе, рисуя, разгадывая сложные вопросы истории, говоря по-английски и ритмично двигаясь? Как часто за чашкой чая вы обсуждаете то, что детям интересно?»Мы живем в мегаполисе, в столице, в городе больших возможностей. Подростку в одиночку сложно соотнести свои способности и желания с многообразием заманчивых предложений, которых сотни и тысячи. Наша задача – стать хорошим товарищем для ребенка в мире, который зовет и притягивает. А цель современного педагога уже давно не ограничивается уроками и переменами. Учитель будущего должен стать настоящим гидом, проводником в городе больших возможностей. И уникальный проект «Субботы московского школьника» дает и учителю, и родителю, и ребенку такой шанс. Шанс сделать жизнь ярче, разнообразнее, интереснее. И тогда ни у кого из нас не будет сомнений в том, что подрастающее поколение творческое, инициативное, самобытное и талантливое. Это, вне всякого сомнения, поколение профессионалов, которое мы растим.Татьяна ЕРЕМИНА,учитель русского языка и литературы школы №2200
Комментарии