В своем выступлении на августовском педагогическом совете министр Правительства Москвы, руководитель ДОНМ Александр Молотков говорил о национальных приоритетах, о формировании духовно-нравственных ценностей у детей и молодежи, обсуждал способы трансляции этих ценностей через сквозные проекты и спецпроекты, называл ключевые задачи, актуальные для воспитательной работы с каждой из возрастных групп, и отмечал преемственность поколений.
Хочется продолжить этот разговор. Поговорить о значимой роли родителей в интеллектуальном и личностном развитии своих детей, о помощи взрослых подрастающему поколению.
«Родитель – это первый и самый главный наставник, «навигатор» на пути становления ребенка» – это не избитая фраза. С раннего детства родитель наставляет ребенка, давая некие образцы действий и поддерживая ребенка в его начинаниях. Маленький человек делает первые шаги или произносит первое слово. В этот период для него очень важно иметь рядом поддерживающего и одобряющего родителя. В раннем возрасте малыш перенимает опыт взрослого как единственно верный, так как родители для него – это центр Вселенной.
В подростковом возрасте у ребенка уже есть критическое мышление, собственное мнение. Его становление, выбор будущей профессии начинаются именно в этот период. Профессиональная деятельность родных дает конкретный образец для подражания. Подросток хорошо «считывает» информацию и понимает, насколько эта профессия значима и полезна, как родители относятся к своему делу. Если работа приносит взрослому удовольствие, то ребенок делает вывод, что он может стать продолжателем профессии родителей. Так зарождаются новые династии.
В нашей семье сложилась именно такая ситуация. Вот уже 15 лет я работаю воспитателем в дошкольных группах школы «Кузьминки». Знание педагогики, психологии, а также постоянное повышение своих профессиональных компетенций позволили мне грамотно выстроить доверительные отношения с дочерью в сложный подростковый период. Достаточно часто мы обсуждаем вопрос о будущей профессии дочери, в основном по ее инициативе. Я предлагала ей пройти профориентационные тесты, поддерживала ее творческую линию развития, интересовалась ее желаниями и мечтами о будущем. Женя выросла очень активной, разносторонне развитой, увлеченной личностью.
За это время планы порой кардинально менялись. Она готовилась к поступлению в архитектурный вуз, а спустя время мечтала стать психологом…
После окончания девятого класса Женя продолжила обучение в школе «Кузьминки» в 10‑м классе. Выбор пал на «Новый педагогический класс в московской школе», так как там углубленно изучаются необходимые для будущей профессии дисциплины. В рамках предпрофильного обучения происходит погружение в различные формы проектной, волонтерской деятельности. Изучаются основы вожатского мастерства. Замечательно, что наша школа участвует в таком образовательном проекте!
В этом году дочь сказала, что хочет стать филологом. На мой вопрос «Почему ты выбрала профессию учителя?»
Женя ответила: «Во-первых, мне нравится работа наших педагогов со старшеклассниками. Совместные дела, обсуждения, подготовка к участию в конкурсах – все это очень интересно. Во-вторых, ты всегда мне говорила, как замечательно работать с детьми». Когда я услышала ее ответ, то поняла, что это решение окончательное. Дочь выбрала свой путь. Сейчас моя задача как родителя-наставника остается неизменной – поддерживать свою дочь в ее начинаниях, помочь активизировать ее внутренний потенциал.
Если Женя выберет профессию педагога, значит, в этом есть некий смысл. И кто знает, может быть, это подхватят ее дети, будет заложено начало новой педагогической династии.
Екатерина МОРОЗОВА, воспитатель школы «Кузьминки»
Комментарии