В суматохе повседневности, занятые добыванием Lхлеба насущного│, мы не успеваем задуматься: каковы устремления и привязанности наших детей, кому из взрослых они доверяют, в какие игры предпочитают играть…
Современные подростки взрослеют быстрее своих сверстников конца 80-х. Если ранее молодые люди выбирали свой жизненный путь к 17-18 годам, то у нынешних 14-15-летних (преимущественно в мегаполисах) уже сформировано представление о своем будущем. Они понимают, что в первую очередь должны рассчитывать на собственные силы. Среди них много целеустремленных, работающих над собой молодых людей. А те, кто не сумел вовремя самоопределиться, в компаниях играют роль статистов, а в жизни часто остаются не у дел.
Современная жизнь отнимает у подростков веру в людей. Сравнение Lдоверчивы, как дети│ сейчас не в ходу – хорошо, если в условиях кризиса доверия ребенок имеет одну-две привязанности, обращая свою любовь к кому-то из членов семьи или близкого круга общения. Наши дети испытывают трудности межличностного контакта. Кроме того, им присущи элементы прагматизма, зачастую они циничны, агрессивны.
Со стороны Lпоколение next│ выглядит иначе. Задайся целью нынешние Кукрыниксы изобразить тех, кто Lвыбирает пепси│, непременно нарисовали бы подростка в Lкислотной│ одежде, с резинкой Lригли│ и роликовыми коньками.
Но это лишь одна из составляющих Lвещного│ мира, притягивающего внимание человека в подростковом возрасте своей новизной и яркостью красок. Совсем необязательно, что она будет оказывать доминирующее влияние на становление личности. Со временем это станет частью их воспоминаний, связанных с юностью.
У подростков отмечаются частые вспышки импульсивности. Это возраст эмоциональной неустойчивости и борьбы мотивов. Любознательность заставляет их жадно поглощать огромные потоки равновеликой по значимости информации, которую получают на уроках, в процессе общения, из книг, масс-медиа. Но спросите среднестатистического молодого человека, что является предметом его раздумий, попросите назвать книгу, прочитанную им для души. На это попросту не остается времени… Между тем информационная перегруженность приводит к быстрой утомляемости. Если же подросток не знаком с социально приемлемыми формами исхода агрессии, не может самостоятельно организовывать свою деятельность, его Lнаставником│ может стать ТВ.
В последние годы влияние СМИ на детей увеличилось. После просмотра нескольких серий Lмыльной оперы│, перемежающейся вставками рекламы, дошколята начинают распевать LГолден леди│ – путь к победе│, а услышанное ими слово Lхлеб│ напоминает им о его Lнеразлучной│ паре – LРаме│. Тогда как у нас с вами ассоциативный ряд будет включать слова Lмягкий│, Lгорячий│, Lвкусный│, Lдушистый│ и т.д. Нам название маргарина приходит на ум в последнюю очередь, а то и вовсе оказывается незнакомым. В данном случае мы сталкиваемся с различным содержательным наполнением понятий. Сравните на досуге варианты своих ответов и ответы собственных детей на вопросы, что такое Lправда│, Lчесть│, Lдолг│, Lродина│, Lлюбовь│, Lсемья│. Их идентичность зависит от того, удалось ли близким сформировать у ребенка шкалу нравственных ценностей, которые в дальнейшем послужат ему защитой при столкновении с нечистоплотными людьми или информационной Lшелухой│.
От оказавшихся рядом взрослых зависит, будет ли подросток считать лучшим времяпрепровождением полежать с банкой пива перед Lящиком│ или предпочтет этому участие в авторалли, соревнованиях на швертботах, футбольном матче или занятию в литстудии. Необходимо вкладывать средства в обучение детей, досуговую сферу, стабилизировать зарплаты родителям. Ведь деньги, потраченные сегодня на развитие кружков, секций, организацию оздоровительных лагерей, поддержку начинаний педагогов-организаторов, с лихвой окупятся через несколько лет.
Олеся МАНОЛОВА,
научный сотрудник Института психологии РАН
Комментарии