search
main
0

«Поклонимся великим тем годам…»

Модели урочной и внеурочной деятельности

Настоящей публикацией цикла «Технологии современной дидактики» мы продолжаем знакомить читателя с методическими разработками и примерами авторских уроков доктора педагогических наук, профессора МПУ, академика Международной академии наук педагогического образования Людмилы Петровны Ильенко. К годовщине Великой Победы предлагаем учителям несколько моделей классных и внеклассных мероприятий.

Елена МАЛЬЦЕВА

 

С тех пор как закончилась Великая Отечественная война, прошло 78 лет, но люди разных поколений в России продолжают помнить о ней. Во многих школах страны созданы музеи и уголки воинской славы, где в течение учебного года проходят различные мероприятия, связанные с памятью о той войне. Руководители музейной работы в школе уверены в том, что экспонаты времен Великой Отечественной войны, рассказы ветеранов способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, воспитанию патриотов России.

Главной датой в этой работе является, безусловно, 9 Мая – праздник Великой Победы. Уроки и внеклассные мероприятия, проводимые к Дню Победы, формируют уважительное отношение учащихся к прошлому своей страны, воспитывают чувства любви и гордости за наше Отечество. Организация и проведение таких уроков требуют от учителя профессионализма и компетентности, а учащиеся в процессе их проведения демонстрируют познавательную активность, умение и увлеченность, которые максимально активизируют воспитательную составляющую образования.

В процессе воспитания важнейшая проблема – способы взаимодействия воспитателей и воспитываемых. Цель и содержание воспитательной работы в целом заключаются в том, чтобы учащиеся ощущали моральное достоинство и гражданскую активность. А в преддверии праздника Победы учителя могут конкретизировать эти цели и провести внеклассные мероприятия, в результате которых участники больше узнают о событиях Великой Отечественной войны. Это поможет молодому поколению сохранять память о героизме военных лет.

Из предлагаемого перечня тем каждый школьный преподаватель может выбрать наиболее близкую в соответствии с собственными предпочтениями и интересами своих учеников. Творчески переработанная, эта тема послужит основой для актуального внеклассного мероприятия. С подробным описанием каждого занятия можно ознакомиться в методических пособиях под редакцией Л.П.Ильенко:

– «Модели внеурочной деятельности в образовательных учреждениях» (М. : АРКТИ,2008);

– «Модели урочной и внеурочной деятельности педколлективов экспериментальных школ г. Москвы» (М. : АРКТИ, 2011);

– «Внеурочная работа в школе как фактор модернизации системы образования» (М. : АРКТИ, 2012).

Музей боевой славы выпускников Соловецкой школы юнг

 

Урок-экскурсия по истории России на тему «Поклонимся великим тем годам…» (для учащихся 11‑х классов)

Цели:

– воспитание уважительного отношения учащихся к истории своей Родины, историческому прошлому, его героям;

– углубление знаний школьников о Великой Отечественной войне;

– изучение школьниками событий Великой Отечественной войны, истории памятных мест города Москвы, своего района;

– развитие у учащихся навыков самостоятельной исследовательской работы.

Место проведения: мемориальный комплекс «Площадь Мужества» в Измайловском парке Москвы, станция метро «Партизанская».

Подготовительная работа: опережающее задание – подготовка учащимися сообщений по маршруту экскурсии.

 

Литературно-музыкальная композиция «Великая Победа. Живая память», посвященная годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Цели:

– сформировать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма;

– сохранить память о событиях Великой Отечественной войны;

– создать условия для развития творческих способностей школьников.

Оформление зала: плакаты, посвященные Великой Отечественной войне, Дню Победы, фотохроника военных лет, стенгазеты учащихся 5-11‑х классов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне, документальный фильм «Парад Победы».

 

Интегрированный урок с элементами исследовательской деятельности по литературе и музыке на тему «Лирика 1940‑х годов. От сердца к сердцу…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне (для учащихся 11‑х классов)

Цели:

– сформировать представление о лирике 1940‑х годов и ознакомить учащихся с песнями военных лет;

– развивать навыки работы с текстом, умение выступать перед аудиторией, слушать;

– развивать навыки исследовательской деятельности;

– способствовать активизации познавательных процессов;

– вызывать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников;

– воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, к истории Великой Отечественной войны на материале русской литературы XX века;

– воспитывать уважение к ветеранам войны, чувство гордости за народ-победитель.

Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне, иллюстрации, строки из стихотворений военных лет, слайд-презентация учащихся 11‑х классов «Это гордое слово ПОБЕДА!», аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Классный час на тему «Мужество, героизм подвига Зои Космодемьянской» (для учащихся 10-11‑х классов)

Цели:

– воспитывать высоконравственную личность, уважающую традиции исторического прошлого нашей Родины;

– ознакомить учащихся с героизмом, мужеством, подвигом партизанки Зои Космодемьянской;

– формировать чувство патриотизма, любви к Отечеству, к героическим подвигам воинов, партизан и жителей нашей страны, отстоявших свободу в борьбе с фашистскими захватчиками.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, компьютер, фотоматериал.

Предварительная подготовка:

  1. Микрогруппы получают задания:

– найти материалы о биографии Зои Космодемьянской и ее подвиге;

– оформить классную комнату для проведения мероприятия;

– подобрать музыкальное оформление, фотоматериалы и слайды.

  1. Подготовка выступающих учащихся.

 

Музыкально-литературная композиция на тему «Не померкла весна 45‑го года…»

Цели:

– формировать у учащихся чувство патриотизма, позитивного отношения к историческому прошлому России;

– стимулировать познавательный интерес к истории нашей страны;

– создавать условия для реализации связи поколений – ветеранов Великой Отечественной войны, учащихся школы, родителей учащихся, жителей микрорайона.

Оборудование: напротив крыльца школы собрана сцена-трибуна, украшенная флагами расцвечивания, воздушными шарами, козырек школы украшен флагом Российской Федерации, плакатом с надписью «9 Мая», воздушными шарами; звукоусиливающая аппаратура.

 

Литературно-музыкальная ком­позиция, посвященная Дню Победы «Шла женщина в простой шинели, мадонна в грубых сапогах» (для учащихся 10-11‑х классов)

Цели:

– воспитывать чувства любви, уважения и гордости по отношению к женщинам-фронтовичкам, женщинам-труженицам времен Великой Отечественной войны;

– воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;

– формировать духовно-нравственную культуру учащихся.

Оформление зала: плакаты с текстом о мире, гравюры из цикла «Вечно живые» С.Красаускаса, репродукции картин о войне, фотохроника военных лет.

Реквизит: кинофильм М.Ромма «Обыкновенный фашизм», слайды «Мемориал «Родина-мать» в Волгограде», аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне.

 

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, на тему «Песня в солдатской шинели» (для учащихся 1-11‑х классов)

Цели:

– ознакомить учащихся с музыкальными произведениями времен Великой Отечественной войны;

– воспитывать у учеников чувство сопричастности событиям и героям военных времен;

– развивать навыки песенного исполнения и актерского мастерства.

Оформление сцены: плакаты, посвященные Дню Победы, стенгазеты, цветы, воздушные шары.

Оборудование: аудиоаппаратура, фонограммы песен военных лет, декорации для инсценировок песен.

 

Школьный вечер на тему «Этот день мы приближали как могли…», посвященный Великой Победе (для учащихся 1-11‑х классов)

Цели:

– ознакомить учеников с историей создания и авторами известных музыкальных произведений военных лет;

– углубить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;

– привить понимание актуальности художественных произведений.

Оформление сцены: плакаты, посвященные Дню Победы, стенгазеты, цветы, воздушные шары.

Оборудование: аудиозаписи песен военных лет, декорации для инсценировок песен.

Елена МАЛЬЦЕВА, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте