Настоящей публикацией цикла «Технологии современной дидактики» мы продолжаем знакомить читателя с методическими разработками и примерами авторских уроков доктора педагогических наук, профессора МПУ, академика Международной академии наук педагогического образования Людмилы Петровны Ильенко. К годовщине Великой Победы предлагаем учителям несколько моделей классных и внеклассных мероприятий.
С тех пор как закончилась Великая Отечественная война, прошло 78 лет, но люди разных поколений в России продолжают помнить о ней. Во многих школах страны созданы музеи и уголки воинской славы, где в течение учебного года проходят различные мероприятия, связанные с памятью о той войне. Руководители музейной работы в школе уверены в том, что экспонаты времен Великой Отечественной войны, рассказы ветеранов способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, воспитанию патриотов России.
Главной датой в этой работе является, безусловно, 9 Мая – праздник Великой Победы. Уроки и внеклассные мероприятия, проводимые к Дню Победы, формируют уважительное отношение учащихся к прошлому своей страны, воспитывают чувства любви и гордости за наше Отечество. Организация и проведение таких уроков требуют от учителя профессионализма и компетентности, а учащиеся в процессе их проведения демонстрируют познавательную активность, умение и увлеченность, которые максимально активизируют воспитательную составляющую образования.
В процессе воспитания важнейшая проблема – способы взаимодействия воспитателей и воспитываемых. Цель и содержание воспитательной работы в целом заключаются в том, чтобы учащиеся ощущали моральное достоинство и гражданскую активность. А в преддверии праздника Победы учителя могут конкретизировать эти цели и провести внеклассные мероприятия, в результате которых участники больше узнают о событиях Великой Отечественной войны. Это поможет молодому поколению сохранять память о героизме военных лет.
Из предлагаемого перечня тем каждый школьный преподаватель может выбрать наиболее близкую в соответствии с собственными предпочтениями и интересами своих учеников. Творчески переработанная, эта тема послужит основой для актуального внеклассного мероприятия. С подробным описанием каждого занятия можно ознакомиться в методических пособиях под редакцией Л.П.Ильенко:
– «Модели внеурочной деятельности в образовательных учреждениях» (М. : АРКТИ,2008);
– «Модели урочной и внеурочной деятельности педколлективов экспериментальных школ г. Москвы» (М. : АРКТИ, 2011);
– «Внеурочная работа в школе как фактор модернизации системы образования» (М. : АРКТИ, 2012).
Урок-экскурсия по истории России на тему «Поклонимся великим тем годам…» (для учащихся 11‑х классов)
Цели:
– воспитание уважительного отношения учащихся к истории своей Родины, историческому прошлому, его героям;
– углубление знаний школьников о Великой Отечественной войне;
– изучение школьниками событий Великой Отечественной войны, истории памятных мест города Москвы, своего района;
– развитие у учащихся навыков самостоятельной исследовательской работы.
Место проведения: мемориальный комплекс «Площадь Мужества» в Измайловском парке Москвы, станция метро «Партизанская».
Подготовительная работа: опережающее задание – подготовка учащимися сообщений по маршруту экскурсии.
Литературно-музыкальная композиция «Великая Победа. Живая память», посвященная годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Цели:
– сформировать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма;
– сохранить память о событиях Великой Отечественной войны;
– создать условия для развития творческих способностей школьников.
Оформление зала: плакаты, посвященные Великой Отечественной войне, Дню Победы, фотохроника военных лет, стенгазеты учащихся 5-11‑х классов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне, документальный фильм «Парад Победы».
Интегрированный урок с элементами исследовательской деятельности по литературе и музыке на тему «Лирика 1940‑х годов. От сердца к сердцу…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне (для учащихся 11‑х классов)
Цели:
– сформировать представление о лирике 1940‑х годов и ознакомить учащихся с песнями военных лет;
– развивать навыки работы с текстом, умение выступать перед аудиторией, слушать;
– развивать навыки исследовательской деятельности;
– способствовать активизации познавательных процессов;
– вызывать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников;
– воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, к истории Великой Отечественной войны на материале русской литературы XX века;
– воспитывать уважение к ветеранам войны, чувство гордости за народ-победитель.
Оборудование: выставка книг о Великой Отечественной войне, иллюстрации, строки из стихотворений военных лет, слайд-презентация учащихся 11‑х классов «Это гордое слово ПОБЕДА!», аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Классный час на тему «Мужество, героизм подвига Зои Космодемьянской» (для учащихся 10-11‑х классов)
Цели:
– воспитывать высоконравственную личность, уважающую традиции исторического прошлого нашей Родины;
– ознакомить учащихся с героизмом, мужеством, подвигом партизанки Зои Космодемьянской;
– формировать чувство патриотизма, любви к Отечеству, к героическим подвигам воинов, партизан и жителей нашей страны, отстоявших свободу в борьбе с фашистскими захватчиками.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, компьютер, фотоматериал.
Предварительная подготовка:
- Микрогруппы получают задания:
– найти материалы о биографии Зои Космодемьянской и ее подвиге;
– оформить классную комнату для проведения мероприятия;
– подобрать музыкальное оформление, фотоматериалы и слайды.
- Подготовка выступающих учащихся.
Музыкально-литературная композиция на тему «Не померкла весна 45‑го года…»
Цели:
– формировать у учащихся чувство патриотизма, позитивного отношения к историческому прошлому России;
– стимулировать познавательный интерес к истории нашей страны;
– создавать условия для реализации связи поколений – ветеранов Великой Отечественной войны, учащихся школы, родителей учащихся, жителей микрорайона.
Оборудование: напротив крыльца школы собрана сцена-трибуна, украшенная флагами расцвечивания, воздушными шарами, козырек школы украшен флагом Российской Федерации, плакатом с надписью «9 Мая», воздушными шарами; звукоусиливающая аппаратура.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы «Шла женщина в простой шинели, мадонна в грубых сапогах» (для учащихся 10-11‑х классов)
Цели:
– воспитывать чувства любви, уважения и гордости по отношению к женщинам-фронтовичкам, женщинам-труженицам времен Великой Отечественной войны;
– воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;
– формировать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оформление зала: плакаты с текстом о мире, гравюры из цикла «Вечно живые» С.Красаускаса, репродукции картин о войне, фотохроника военных лет.
Реквизит: кинофильм М.Ромма «Обыкновенный фашизм», слайды «Мемориал «Родина-мать» в Волгограде», аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, на тему «Песня в солдатской шинели» (для учащихся 1-11‑х классов)
Цели:
– ознакомить учащихся с музыкальными произведениями времен Великой Отечественной войны;
– воспитывать у учеников чувство сопричастности событиям и героям военных времен;
– развивать навыки песенного исполнения и актерского мастерства.
Оформление сцены: плакаты, посвященные Дню Победы, стенгазеты, цветы, воздушные шары.
Оборудование: аудиоаппаратура, фонограммы песен военных лет, декорации для инсценировок песен.
Школьный вечер на тему «Этот день мы приближали как могли…», посвященный Великой Победе (для учащихся 1-11‑х классов)
Цели:
– ознакомить учеников с историей создания и авторами известных музыкальных произведений военных лет;
– углубить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
– привить понимание актуальности художественных произведений.
Оформление сцены: плакаты, посвященные Дню Победы, стенгазеты, цветы, воздушные шары.
Оборудование: аудиозаписи песен военных лет, декорации для инсценировок песен.
Елена МАЛЬЦЕВА, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ
Комментарии