Муниципальный детско-юношеский Центр народных промыслов «Рязанский оберег» – место уникальное. Мало того, что здесь собраны сотни редчайших предметов древнерусской культуры и быта, они с удивительной точностью воссоздаются педагогами и детьми, отдающими своему любимому делу душу и сердце. «Рязанский оберег» поразил меня философией, с которой жили наши предалекие пращуры, и размахом – от малюсенькой глиняной игрушки, цветастого рушника до рыцарских доспехов, щитов, кольчуг, мечей, луков и даже арбалетов.
Здесь рады гостям, хотя встречать их хлебом-солью получается не всегда, но чай с рязанскими пирогами, уверяю вас, не хуже. Директор центра Ольга ШУСТИНА водит меня по классам и мастерским, похожим на маленькие музеи. «Оберег» охватывает (так и хочется сказать – оберегает) около 700 детей и подростков, в нем идет интересная экспериментальная и научно-информационная работа.
В одном из классов девочки вышивают бисером. Некоторые из них в этом году стали победителями международного конкурса «Солнце светит всем».
– Здесь идет реконструкция украшений, Дети работают по альбомам ХVII-ХVIII веков. Вот этому навершнику, – объясняет Ольга Владимировна, – около двухсот лет. Как говорится, достали из бабушкиных сундуков. Рязанская область очень богата текстильными традициями, и то, что вы видите, называется сапожковским закладом. Тончайшие шерстяные ниточки закладываются друг за друга – ювелирная работа. Сегодня такие заклады остались исключительно в запасниках музеев. Усилиями наших педагогов и детей они возрождаются.
Основные цвета Рязанской губернии – красный и черный. Каждый ребенок в «Обереге» знает, как в старину русские люди встречали гостей. Поклоном. И не простым – от самого солнца и до самой земли. Почему? Потому что древние люди почитали солнце и землю.
Шустина объясняет значение древнерусской символики, этимологию слова, чему в центре уделяют особое внимание. Любой объект народного художественного наследия, будь то игрушка, вышивка, слово – это информационные единицы с глубочайшим смыслом. В центре сапожковского заклада – крестик или точка, знак абсолюта. Вокруг идут коники (отсюда – конек на крыше русского дома). Значение – начало начал, символ Солнца. Галочки по бокам не что иное, как птицы. Птицы – спутники богов. Двенадцать решеток или колодцев на закладе. Черное в белом, белое – в черном. Это целая философия. День сменяет ночь, ночь – день. Добро сменяется злом и наоборот. Короче, жизнь не так проста, как кажется.
Передо мной на полке – седовласая мама с двенадцатью дочерьми. Все они одеты в костюмы русских губерний.
– Какие симпатичные тряпичные куклы! – восклицаю.
– Это не баловство, не просто игрушки, – голос Шустиной серьезен. – Дети, выступающие в народном музыкальном театре летом, когда собираются творческие мастерские, делают куклы четко на традициях Рязанской области. Задача одна – не кукла ради куклы, а чтобы любая девочка освоила азы кружевоплетения, вышивки, вязания, бисероплетения.
Центр работает не только с одаренными детьми от трех лет до 18, но и с глухими, слепыми, больными ДЦП. Несколько лет действует стажерская площадка, ведутся курсы переподготовки преподавателей, воспитателей детских садов, учителей, которые хотят получить навыки не только промыслов, но и знания теории этнохудожественного воспитания. «Оберег» тесно сотрудничает с рязанскими вузами, университетом культуры, институтом развития образования.
В центре каких только глиняных игрушек нет – дымковская, калужская, липецкая, дагестанская, филимоновская, каргопольская, тульская. На одной из них – надпись: «За умной женой муж – молодец, а за добрым мужем жена – барыня». Рязанская игрушка несет в себе традиции устного народного творчества, философский смысл. У каждой игрушки – свое значение. Почти все они двусторонние. Дети знают, что русская игрушка живет по своим законам, она символична и выверена тысячелетиями.
Увидев достижения «Рязанского оберега», понимаешь, для чего все это. Дети должны знать: они – хозяева на своей земле.
Рязань
Комментарии