Недавно побывала я в двух вузах страны: Пензенском технологическом и московском дистантном институтах – и убедилась в том, что россияне стоят на пороге… новой революции! Вот-вот высшее образование постучится в каждый деревенский дом, в каждую квартиру маленьких глубинных городков. Первый шаг к этому уже сделан – хотя бы по одному компьютеру, но в сельские и городские школы страны доставлено. Второй шаг, жадно ожидаемый детьми и взрослыми, – подключение этих компьютеров к интернету. В Пензе мне рассказали об учителе физики, который умудрился стать владельцем компьютерного класса – купил его за свои деньги! Не знаю, где он взял на это средства и сколькими компьютерами владеет. Однако платные услуги своим ученикам он предоставляет: помогает «скачивать» из интернета интересные образовательные программы.
Гульнара Краснова, директор Московского института дистанционного образования, рассказала мне, что одна из главных проблем российских вузов, принявших участие в эксперименте Минобразования РФ по дистанционному обучению, – отсутствие между ними единой информационно-образовательной среды. Зачем она – понять нетрудно. В силу своей относительной изоляции преподаватели, ведущие одни и те же предметы в разных вузах, вынуждены дублировать работу друг друга – ведь они создают электронные учебники по единому госстандарту. Меж тем разработка таких учебников, методичек, конспектов, тестов – дело трудоемкое и дорогостоящее, объясняли мне в Пензенском технологическом институте.
Пензенским преподавателям, конечно, проще, чем иным другим. Электронными технологиями институт занимается с 1960 года. Творческий процесс здесь отработан достаточно хорошо. На основе традиционного, бумажного учебника, у которого, разумеется, есть гриф Минобразования РФ, автор текста выстраивает сценарий электронного, потом сдает эту информацию специалистам, в институтские профильные мультимедийные лаборатории. Заглядываю в одну из них: небольшая комната, работает несколько компьютеров, возле них молодые люди. Смотрю на экран монитора, и учебник истории оживает прямо на моих глазах. Печатный текст озвучивает диктор, а центральная картинка – движущиеся кадры документальных съемок времен Великой Отечественной войны. Здорово! Голос указывает тебе на те детали визуального ряда, на которые ты раньше бы не обратил никакого внимания. Разворачиваются карты, выстраиваются диаграммы, ставятся вопросы… Зрелище завораживающее. Сила воздействия на память такого кадра раз в двадцать сильнее устного слова. Электронные иллюстрации способны показать нам и невидимое.
Например, студентами-дистантниками изучается станок (фрезерный, токарный, ткацкий и т.п.). Во многих других вузах его внутреннее устройство все еще проходят сегодня с помощью доски, мела и раздаточного, наглядного материала – бумажных схем. Но вот перехожу я в другую профильную лабораторию, и мне показывают на мониторе компьютера внутренний вид станка. То есть то самое, что прежде ни на доске мелом, ни в цехе предприятия показать студентам было невозможно – станок по винтикам не разбирается! Чертежи еще надо научиться читать. А станок на мониторе можно поворачивать, рассматривать с разных сторон. Причем ровно столько времени, сколько нам нужно. Удобно это? Несомненно.
У нарождающегося российского ДО, дистантного обучения, есть серьезная проблема. Ей озабочены все вузы, участники эксперимента Министерства образования РФ. Это – качество получаемых студентами знаний.
Пензенцы с этой проблемой справляются по-своему. Абитуриенты и студенты сначала приходят в институт учениками одиннадцатого класса и поступают на подготовительные курсы ПТИ – очные, вечерние или заочные (дистантные). Весь этот год институт готовит их к вступительным экзаменам. Сдав их, первокурсник-заочник ищет себе работу. Опыт Пензенского технологического, который сорок лет назад был создан как втуз при заводе, показал, что качество знаний студентов находится в прямой зависимости от того, имеют ли они постоянную практику на выбранном ими предприятии. Будущий инженер должен хорошо представлять себе технологию дела, которому собирается себя посвятить. Познать его не только умом, но и руками.
Кроме того, часть студентов ПТИ – вчерашние выпускники ПТУ и техникума, действующих по единой с ним образовательной программе. Получив рабочую профессию в училище при институте, молодой человек не теряет с ним связи и по окончании ПТУ. Ведь если завтра перед парнем откроется вакансия мастера на заводе и возникнет потребность в получении среднего профессионального образования, он придет в техникум при ПТИ. А потом, если вдруг обозначится грядущая вакансия инженера, поспешит поступить в технологический институт. Очевидно, что такой студент-дистантник заинтересован в качестве получаемых знаний.
А вот студенты вуза Гульнары Красновой постарше, им 25 и выше. У них уже есть одно высшее или среднее профессиональное образование, у многих – семья и, разумеется, тоже работа. В Московском институте дистанционного образования – структуре престижного Российского университета дружбы народов (РУДН) – они получают второе, платное образование по специальностям: «юриспруденция», «журналистика», «национальная экономика», «государственное и муниципальное управление». Но и эти молодые люди заинтересованы в качестве полученных ими знаний. Ибо второй диплом открывает для них новые возможности в личностном и карьерном росте. И это тоже тот самый случай, когда студент рвется учиться.
Вот некоторые данные социологических исследований, проведенных лабораторией ИДО РУДН. 63% опрошенных студентов поступили в институт Красновой потому, что хотели бы стать более образованными людьми. 53% видят в приобретении дополнительной профессии новые возможности по трудоустройству. 50% хотят реально улучшить качество уже приобретенного образования.
И тогда встает еще одна проблема вуза – оправдать эти надежды. Как бы хороши ни были электронные и бумажные учебники, методички, студент заинтересован в живом контакте с преподавателем. Пензенская область маленькая. Студент-дистантник при необходимости может приехать в родной институт на междугородном автобусе. А преподаватели – к нему. А как быть студентам ИДО РУДН, проживающим, например, в Якутии?
Поступив в ИДО, студент получает кейс с набором учебно-методических материалов. Он общается с преподавателем с помощью электронной почты, компьютерной конференции, видеоконференции, телекоммуникационной связи. Компьютерные системы, использующие on-line связь, обладают преимуществом быстрой связи. Но… мы – люди и нуждаемся в подобных себе. Когда мы проходим контрольные тесты, нам хочется не только видеть высокие баллы в своих зачетках, но и получить поощрение и оценку своей деятельности еще и через улыбку, приветливые слова нашего педагога, его советы, одобрение… Преподаватели ИДО имеют возможность два раза за учебный год выехать в регионы РФ на проведение сессий. Однако во время сессий не обходится без консультаций и даже чтения лекций, которые по времени составляют 160 аудиторных часов. Дистантное обучение более гибкое, чем традиционное заочное.
Сами экзамены и зачеты и в Пензенском ТИ, и в ИДО проводятся в виде письменных тестов. В ИДО создан свой банк тестов, а в Пензе пользуются материалами, разработанными Центром тестирования при Министерстве образования РФ. Ведется строгий контроль и того, чтобы итоги тестирования, написания рефератов, сочинений дошли быстро до каждого студента, хотя почтовые расходы пока что дороговаты. Поэтому следует добиваться льгот специально для ДО.
В рамках эксперимента Минобразования РФ представительства РУДН были открыты в Белгороде, Новосибирске, Перми, Ярославле, Мирном – там, где общее количество студентов, прикрепленных к представительству, не менее 100 человек и есть площадки для чтения выездных лекций. Основная работа таких представительств – организация выездных сессий. Однако сегодня они становятся и региональными центрами культуры и науки, тесно связанными с Москвой, с ведущими столичными университетами. Необходимо это регионам, говорила мне Гульнара Краснова, потому что во многих региональных библиотеках книжный фонд не обновлялся с конца восьмидесятых годов. Свежая научная литература, выпущенная разными издательствами, добирается до другого конца страны за полгода!
Но демократично ли дистантное образование? Платность обучения в ИДО (примерно одиннадцать тысяч рублей в год для иногородних и тридцать тысяч для москвичей) предполагает, что студентом этого вуза может стать далеко не каждый желающий. В Пензенском технологическом институте за учебу платит примерно половина студентов. Пожалуй, абсолютно демократичным я бы ДО не назвала. Развитие его сдерживается недостатком личных компьютеров у населения. И все же в ПТИ на каждый компьютер приходится всего по три студента – как в вузах Европы. В других вузах страны – по двадцать-тридцать. А иной молодой человек не решится пойти учиться в дистантный институт и потому, что ему трудно будет найти себе работу по выбранной специальности у себя в селе и в маленьком городе. Впрочем, клин клином вышибают. Будут у студентов знания, надо думать, появится и дополнительный стимул организовать для них новые рабочие места.
Кажется перспективной и еще одна особенность ДО. Применяемые в нем современные мультимедийные технологии обучения – графика, фото, анимация, видео, звук, текст – не только помогают проявиться творческим способностям сотрудников институтов, но побуждают к творческому отношению к учебе и самих студентов. Об этом говорили мне и проректор Пензенского ТИ Усманов, и ректор ИДО Краснова. Дистантное образование – для тех, кто всегда открыт для непрерывного образования, готов к постоянному профессиональному совершенствованию. Воспитывает творческое отношение у студентов сам принцип их индивидуальной свободы. Когда студент-первокурсник, дистантник ПТИ, узнает о своем зачислении в институт, он пишет такое заявление: «Прошу разрешить мне свободное посещение…». По сути, с этого и начинается разработка индивидуальной системы его обучения, подбор преподавателем студенту необходимого режима работы.
Казалось бы, ДО – прекрасная возможность нашим вузовским педагогам поправить свое материальное положение. Принимай только как можно больше студентов-заочников, способных платить за учебу! Но нет, все продумано: за студентами закреплены конкретные преподаватели, над ними администраторы – координаторы деятельности тех и других, в каждый семестр изучается не больше пяти дисциплин… Эти мудрые ограничения тоже работают на качество обучения студентов.
А в ИДО каждый студент в течение учебного года пишет в среднем три контрольные работы по каждой дисциплине. Потому что, опять-таки, главная задача ДО – выпускать из своих стен высокопрофессиональных специалистов.
Поэтому и следят в ПТИ за судьбой своих выпускников. Проверяют уровень их подготовленности через полгода после выпуска. Институт анкетирует и руководителей предприятий, на которые пришли молодые специалисты. Спрашивает, довольны ли они этими вчерашними студентами, какие рекомендации могут дать институту. Но ПТИ еще и потому не выпускает из поля зрения своих выпускников, что может обеспечить им переподготовку, помочь повысить квалификацию. Как выясняется, нынешним работодателям небезразлично, у каких преподавателей и на какой технике учился работать студент. Современным предпринимателям, повторяю, важна способность специалиста к саморазвитию и склонность к решению творческих задач.
Вот почему так необходимо развитие в нашей стране такого направления, как «электронные библиотеки». Они не только станут собирать информацию, управлять ею и обеспечивать доступ к ней по всей территории России, но и станут еще средством «обратной связи», смогут оценить потребность разных регионов и граждан России в информации того или иного характера, а также помочь нам в решении многих социальных задач.
Десять лет назад в стране впервые заговорили о дистантном образовании, а в 2000 году в ИДО состоялся первый выпуск дистантников. Чем удивит нас эта форма образования еще через десять лет? Трудно вообразить. Настолько стремительно развиваются в мире информационные технологии. Но это и хорошо, от этого просто захватывает дух.
Пенза – Москва
Комментарии