Из книги: Федосеева Т.А. Коммуникативная игра: теория и практика обучения. Учебное пособие. Новокузнецк, Кузбасская государственная педагогическая академия, 2002 г.
Играющие рассаживаются как для просмотра телепередачи. Ведущий телепередачи «» вызывает по очереди желающих, которые изображают различных животных и их повадки. Ведущий комментирует их выступления, как кадры телесюжетов.
Преимущества коммуникативной игры
Во-первых, в игре нет заданной схемы поведения и участник сам выбирает возможный вариант речевого взаимодействия, сам реализует этот вариант и сам оценивает результат. Единственный ограничитель – учебный материал (тема урока, цель изучения и планируемые результаты).
Во-вторых, игра, как правило, носит состязательный, соревновательный характер. Ученик, вступая во взаимоотношения с партнерами по игре, не только сравнивает себя с другими игроками. Прежде всего игра позволяет ему объективно оценить свои возможности и убедиться в том, что хорошо общаться – важное умение, научиться оценивать речевую ситуацию и соответственно этому строить свою речь.
В-третьих, процесс обучения в игре становится моделью процесса общения. Это вовсе не означает, что игровая ситуация равна ситуации реальной. При всем приближении к реальному речевому опыту школьника в игровой деятельности сохраняется некоторая условность, «воображаемая ситуация» (Л.С.Выготский).
В-четвертых, в игре школьники учатся межличностному и групповому общению; привыкают выбирать оптимальные средства решения (языковые и неязыковые) конфликтных ситуаций. В игре формируются не только способности принимать и исполнять коммуникативные решения, но и соотносить свои действия с действиями других игроков, то есть сотрудничать.
Этапы игры и действия участников
1-й этап – предтекстовый
Организатор игры (учитель, воспитатель, преподаватель):
1) определяет необходимость (целесообразность) использования игры на уроке;
2) формулирует цель игры;
3) читает (на уровне внутренней речи) тексты игр;
4) отбирает необходимый текст;
5) оценивает качество текста: а) текст подходит без изменений; б) текст нуждается в незначительных изменениях; в) текст требует переработки; г) необходимо создавать новый текст;
6) на основе оценки улучшает текст (дополняет, адаптирует, комбинирует) или отказывается от готового текста и создает свой (новый) текст игры;
7) готовит необходимое оборудование для игры (таблицы, схемы, тексты и т.д.).
Типы и композиционно-жанровые формы текстов: игровой сценарий (текст сценарного плана).
Члены команды:
осваивают на текущих уроках жанровые особенности будущего высказывания.
2-й этап – текстовый
Организатор игры:
1) сообщает тему и цель игры;
2) создает речевую ситуацию, то есть: а) дает установку на определенный вид речевой деятельности, на особенности коммуникативного поведения участников игры, б) характеризует условия игры и процесс (последовательность проведения; порядок деления на команды и т.д.);
3) оценивает уровень понимания условий, уточняет, комментирует, конкретизирует задание;
4) направляет игру, стимулирует участников;
5) подводит итог игры, оценивает речевые действия и результаты коммуникативно-игровой деятельности участников.
Типы и композиционно-жанровые формы текстов: ведущий монолог, комментарий, инструктирующий монолог, оценочные высказывания и др.
1) уточняют условия игры, критерии оценки результатов;
2) распределяют роли;
3) определяют последовательность выполнения игровых действий;
4) договариваются об особенностях речевого поведения каждого участника;
5) создают высказывание в соответствии с целью, методическими задачами игры.
Члены жюри:
1) разрабатывают критерии оценки речевого поведения участников команд;
2) определяют условия выбора победителя;
3) сообщают итоги игры.
3-й этап – послетекстовый
оценивает коммуникативные результаты игры на двух уровнях: 1) публично (для детей); 2) в процессе самоанализа – для выяснения причин успеха или неудачи (причина – в работе на предтекстовом этапе, текстовом, послетекстовом).
Пантомимические игры-импровизации – основа для коммуникативной игры
К разновидности сюжетно-ролевых игр, в которых доминирующим средством является пластическое движение, относятся пантомимические игры-импровизации.
Они развивают у детей воображение, наблюдательность, художественную и творческую самодеятельность, служат для обогащения выразительных средств общения – пластики, мимики, жестов.
Детям задается тема: «Магазин игрушек», «Цирк», «Стадион» и т.п. Их задача – выбрав себе роль подходящего для заданной ситуации персонажа, представить, как бы он стал действовать, двигаться (например, шагающая кукла в игрушечном магазине или штангист на спортивных состязаниях), и изобразить это. Дети поочередно выступают то в роли исполнителей, то в роли зрителей.
Успешность такой игры во многом зависит от способностей педагога к творческому сотрудничеству с детьми, от того, как он играет роль организатора и ведущего (продавца игрушечного магазина, руководителя циркового представления, тренера спортсменов и т.п.), и параллельно прокомментирует игровые действия. Ему нужно побудить детей к совершенствованию; помочь зрителям правильно понять смысл того, что участник игры хотел выразить мимикой, жестами; помочь развитию сюжета и одновременно поиску его режиссерского решения (подсказать, воодушевить, а иногда и показать, как лучше изобразить действие).
Дети встают в круг, и каждый придумывает, какая он игрушка. Продавец (педагог) предлагает покупателю игрушки. Выбранную игрушку он заводит ключиком и показывает, что она умеет делать. Продавец расхваливает свой товар. Если покупатель приобрел Игрушку, то они меняются ролями: Игрушка становится Покупателем, а Покупатель – Игрушкой. Игра продолжается.
Усложняя игру, можно предложить детям изображать игрушки группами (например, клюющих цыплят, оловянных солдатиков, железную дорогу и т.д.).
В мире животных
Играющие рассаживаются как для просмотра телепередачи. Ведущий телепередачи «В мире животных» вызывает по очереди желающих, которые изображают различных животных и их повадки. Ведущий комментирует их выступления, как кадры телесюжетов.
Музыкальная шкатулка
Играющие усаживаются на стульчиках по кругу. Включается «музыкальная шкатулка» (проигрыватель или магнитофон). Дети закрывают глаза, слушают музыкальный фрагмент и стараются представить себе то, что подсказывает им музыка. После прослушивания ведущий по очереди вызывает детей в круг и просит каждого показать то, что он представил себе. (Игра проводится не конкурсно, поэтому допускается отказ детей от участия в ней).
Играющие делятся на две команды. Команды выбирают, какое спортивное общество они будут представлять на состязаниях, своего тренера (фактически этот ребенок берет на себя режиссерские функции в группе). Команды договариваются, по каким видам спорта они будут состязаться (например, легкая атлетика – бег, прыжки, метание или футбол). Из каждой команды выбираются судьи. Ребята по очереди показывают разминку, приветствие команд, проходят состязания, судьи определяют и награждают победителей. Педагог выступает в роли спортивного комментатора.
Чертится мелом круг (манеж). Ребята рассаживаются по кругу. Педагог исполняет роль Инспектора манежа (шпрехсталмейстера). Хорошо, если будет музыкальное сопровождение. Игра начинается с объявления Инспектора манежа о начале представления и парада-алле (все участники игры маршируют по кругу). Ведущий открывает программу и объявляет первый номер. ребята поочередно по одному или группами выходят на манеж и изображают артистов цирка: они ходят по канату (по гимнастической скамейке); танцуют, как дрессированные лошади; прыгают через обруч, как хищники, и т.д. Завершается программа общим парадом.
Татьяна ФЕДОСЕЕВА
Комментарии