Доказано наукой и подтверждено практикой, что длительность активного внимания у школьников намного меньше, чем у взрослых. Естественно, что ученики, утомившись на уроках, слабо усваивают материал и, расслабившись, принимают неправильную рабочую позу, приобретая дефекты осанки. Уставший ребенок чаще нарушает дисциплину, отвлекается, мешает одноклассникам и учителю. Исходя из многолетнего опыта работы могу сказать, что привести ученика в рабочее состояние помогают физкультпаузы.
Практически на каждом уроке, особенно в основной школе, я выделяю 1-2 минуты на небольшой комплекс физических упражнений. Хочу поделиться с коллегами тем, как я занимаюсь с восьмиклассниками. Упражнения связаны с условными обозначениями, применяемыми на схемах при составлении электрических цепей. Они помогают включиться мышечным группам рук. Одновременно происходит запоминание обозначения приборов на схемах (см. рис.). При выполнении данного комплекса упражнений можно проговаривать название приборов, которые показывают ученики. Так, например, электрическая лампа обозначается , значит, скрестив руки, ученики говорят слово «лампочка» и т.д.
Ян Амос Коменский говорил, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.
Ребятам такие физкультурные паузы нравятся. Активный короткий отдых помогает снять статическую нагрузку, активизировать внимание, повысить эффективность восприятия учебного материала.
Наталья ЛЕШКЕВИЧ, учитель физики средней школы №17 г. Сухого Лога Свердловской области
Комментарии