search
main
0

Пока свободою горим…

К какому будущему готовит школа?

Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс учителей частных школ «Вклад учителя». Сооснователи конкурса Александр Кузьмин и Татьяна Есина рассказали «УГ», зачем создавался этот уникальный проект и как он помогает педагогам.

Строку из Пушкина выбрали девизом конкурса. Кажется, это не случайно, ведь и для самих учителей эти слова тоже своеобразное кредо. Как бы то ни было, у меня сложилось именно такое впечатление.

– Девиз вашего конкурса отражает его философию? Почему именно свобода выбрана в качестве главной ценности для учителя?

Татьяна ЕСИНА:

– Прежде чем запустить этот проект – наш конкурс, мы провели опрос среди учителей частных школ, в котором поинтересовались, в чем, на их взгляд, основное отличие между работой учителя в государственном образовательном учреждении и преподаванием в частной школе. Если кратко охарактеризовать ответы большинства, то получится одно слово – свобода. Свобода в выборе образовательной траектории, в выборе методик, отсутствие жесткого контроля (зачастую чисто бюрократического) со стороны руководства и вышестоящих органов. Творческая свобода, наконец. Таким образом, участники нашего конкурса, учителя частных школ, сами нам и рассказали, что должно быть в основе философии конкурса. А девиз позже как-то сам нашел нас, как это и бывает…

– Конкурс довольно молодой. В этом году он пройдет во второй раз. Потому, думаю, уместным будет спросить, как родилась идея. Кому она впервые пришла в голову и как? Может, яблоко на голову упало или она кому-то из вас приснилась?

Татьяна ЕСИНА:

– Дело в том, что учителя частных школ мало участвуют в конкурсах, потому что, например, чтобы попасть в число претендентов на звание «Учитель года», надо соответствовать довольно жестким критериям. Учителям частных школ бывает трудно подстроиться под такие условия чисто организационно, институционально, так скажем. Вчера я, например, смотрела правила конкурса «Учитель года Москвы». В нем участвуют только педагоги, ставшие призерами или победителями в ряде московских и федеральных конкурсов. А здесь есть определенные трудности у учителей частных школ. Мы ведь хоть и находимся в образовательном поле Москвы, но про нас как будто иногда забывают. О конкурсах для учителей мы узнаем чаще всего сами, а не из рассылок. Поэтому еще одна цель нашего конкурса – помочь российским частным школам стать более заметными в образовательном пространстве, адаптироваться к нему.

Александр КУЗЬМИН:

– Здесь хотелось бы добавить пару слов. Я недавно принимал участие в нестандартной конференции у Алексея Голубицкого в «Школе будущего», и там была озвучена идея о наличии «трех стихий» – государственного, частного и семейного образования. Сфера государственного образования, может, более упорядочена, а вот что такое частное и семейное образование в России, не совсем понятно, есть некий хаос. Поэтому естественно, что рождается частная инициатива по упорядочиванию этого хаоса. Вот и наша с вами инициатива, Татьяна, очень естественна – хотелось бы понять свое место в системе образования, понять, что нас связывает с другими «стихиями».

– Как опыт проведения первого конкурса помог вам, может быть, подредактировать, подправить второй конкурс?

Татьяна ЕСИНА:

– Самое интересное, что мы сейчас понимаем – серьезных проблем в первом конкурсе удалось избежать. Были шероховатости, какие-то технические погрешности. И удивительно: хотя конкурс не был продуман на все 300%, основная идея настолько понравилась сообществу частных школ, что, я думаю, в будущем получится целый образовательный курс, который будет интересен уже не только учителям частных школ.

Александр КУЗЬМИН:

– Почему первый конкурс прошел хорошо? Во-первых, благодаря Татьяне была создана очень крепкая команда организаторов – маркетологов, администраторов и т. д. Во-вторых, у нас с Татьяной есть позитивный опыт участия, например, в конкурсе «Директор школы», и мы изначально примерно понимали, каким образом подобного рода конкурсы организуются. Большое спасибо Константину Михайловичу Ушакову, который нас проконсультировал перед стартом конкурса и предложил очень интересные ходы, которые во многом и определили наш успех… Действительно, оказалось, что наша затея несет в себе большой потенциал, и она может вырасти в федеральную образовательную программу, развиваясь эволюционно. Сам конкурс носит событийный характер, что обрекает нас на то, что год от года мы должны придумывать все время что-то новое. Это интересный опыт. Мне кажется, таких конкурсов еще не было.

– Что нового в этом году?

Александр КУЗЬМИН:

– Мы ввели тему. Она звучит примерно так: школа будущего. Сейчас особенно актуальным стал вопрос, к какому будущему готовит учеников школа. Роль учителей усложняется: они стоят на переднем фланге и должны иметь видение этого будущего. Мы готовы им в этом помочь. Мне кажется, частные школы более гибко реагируют на вызовы времени, поэтому мы решили предложить конкурсантам эту тему. К тому же нам хотелось поиграть числами: 22 год – ХХII век – школа в ХХII веке. Мы приглашаем участников порассуждать на эту тему и в видеороликах, и в сценариях своих образовательных событий. Все так быстро меняется, все настолько сейчас стало неустойчивым, что, мне кажется, надо подтолкнуть учителей задуматься о перспективах на дальнем горизонте планирования.

– Концепция при этом не поменялась?

Александр КУЗЬМИН:

– Нет, концепция остается прежней. Мы собираем сообщество людей, которые объединены общим делом – созданием нового знания. Один из примеров – те самые сценарии, которые участники создают и меняются ими на одном из этапов для их реализации в своих образовательных учреждениях. Другое новое знание – обучающие вебинары для участников. И конечно, мы приглашаем учителей частных школ не просто к участию в конкурсе, мы приглашаем их к реализации совместных проектов, которые будут позитивно менять образовательную среду страны.

Иван КОРОТКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте