Цель: углубить и расширить знания родного края, своей страны, своего народа; увековечить память участников Великой Отечественной войны; способствовать воспитанию мужества, любви к Родине, чувства ответственности за свои поступки.
Женщина – труженица. Она не знала отдыха, покоя, с жгучей тревогой ждала своего фронтовика – мужа, брата, жениха. Сутками не выходила из заводского цеха, водила поезда, пахала землю, лаской и заботой согревала сирот войны. В честь и во славу женщине М.Исаковским написано замечательное стихотворение, звучат стихи. А сейчас я предлагаю всем встать, и пусть каждый из вас назовет имя человека, который не вернулся с войны. (Минута молчания.)
Ход урока
Класс празднично украшен (шары, плакаты, рисунки ребят о войне).
На урок приглашены ветераны и дети войны.
Урок ведут двое учащихся.
Первый ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Второй ведущий: Для вас, дорогие гости, звучит песня «Снег седины» в исполнении девочек.
Первый ведущий: Война явилась суровым испытанием для всего нашего народа, для больших и малых, от большого города до самой глухой, дальней деревушки.
Второй ведущий: 22 июня 1941 года немецкие войска вероломно вторглись на нашу русскую землю. Стремительно продвигаясь вперед, в начале октября 1941 года они уже оккупировали наш район. Настали черные дни оккупации. Жители нашего района жили по распорядку, установленному оккупантами. За неповиновение – расстрел. Началась массовая вербовка населения в немецкое рабство.
Первый ведущий: У нас в гостях очевидец такой вербовки Александра Гавриловна Прохорова.
Второй ведущий: Для вас звучит песня «Память».
Первый ведущий: Трудно, пожалуй, найти в районе такой населенный пункт, где бы не хозяйничали фашистские изверги, невозможно отыскать такую семью, куда бы война не принесла горя, смерть близких.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность,
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Первый ведущий: 4 марта 1943 года в историю Оленинского района вошло как самый светлый и радостный день, принесший его жителям освобождение от немецко-фашистских захватчиков. Началось возрождение из руин и пепла нашего района. В основном вся тяжесть легла на женские руки.
Второй ведущий: Женщина – труженица. Она не знала отдыха, покоя, с жгучей тревогой ждала своего фронтовика – мужа, брата, жениха. Сутками не выходила из заводского цеха, водила поезда, пахала землю, лаской и заботой согревала сирот войны. В честь и во славу женщине М.Исаковским написано замечательное стихотворение, звучат стихи.
Первый ведущий: Война! Она не только разрушила города и села, но страшно покалечила и поломала людские судьбы, принесла с собой ни с чем не сравнимые страдания. Тяжелая ноша тяжких испытаний не обошла стороной и женщин нашего Шиздеровского сельского совета. Вот вам одна история (рассказ о Н.А.Чистяковой – партизанке, учительнице Ленинской школы, расстрелянной фашистами).
Второй ведущий: А сейчас я предлагаю всем встать, и пусть каждый из вас назовет имя человека, который не вернулся с войны. (Минута молчания.)
Первый ведущий: Наступает минута общения, вы, ребята, можете задавать вопросы гостям. Идет диалог.
(На столах появляются чай и пироги, приготовленные ребятами.)
Стремительный бег времени. Но он никогда не изгладит из памяти суровые дни войны. Не дает забыть тех, кто отдал свою жизнь за мирное голубое небо над нашими головами. Больше полвека прошло с той войны. Не пришли и уже никогда не придут с полей сражений солдаты, павшие в бою за Родину. Не увидят жены своих мужей, матери – сыновей, сестры – братьев. Но сердца тех, кто пережил войну, наполнены памятью о ней.
Люди!
Покуда сердца стучат –
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!
(звучит песня «День Победы»)
Учитель зажигает свечу, и ребята по кругу говорят свое мнение об уроке, благодарят всех за участие.
Людмила ГЕРАСИМОВА, учитель истории и граждановедения, Тверская область
Комментарии