Родина всегда давала нам право гордиться ею, и даже самые сложные периоды русской истории были пережиты народом самоотверженно и стойко. Последние годы лишь укрепили веру в могущество страны, ведь по воле народа в состав Российской Федерации вошли Крым, Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области. От этих процессов нельзя отстраниться, они никого не оставляют равнодушными.
Такие предметы, как русский язык, литература, а также классные часы предоставляют учителю много возможностей вести с учениками беседы о значимом, разговоры о важном. Цель педагога – вырастить патриотов, бережно относящихся к родному языку, родной культуре и истории. Слова «мать», «Родина», «гражданский долг» должны находить светлый отклик в сердце каждого ученика.
Деятельность учителей школы №609 в рамках воспитания патриотизма и национального самосознания зиждется на трех китах: урок, внеурочная деятельность и внеклассная работа.
Предметы гуманитарного цикла формируют обобщенный подход к восприятию явлений и событий окружающего мира, вооружают методами познания, учат оценке жизненных явлений. Так, например, участие в городском проекте «Учебный день в музее» позволяет широко использовать метапредметные связи, задействуя образовательное музейное пространство Москвы. Ученики 6‑го «А» класса посетили Музей космонавтики – один из крупнейших научно-исторических музеев мира. Этому предшествовала тема внеурочного занятия «165‑летие со дня рождения К.Э.Циолковского» (из цикла «Разговоры о важном»). Октябрьское занятие смогло объединить такие предметы, как ОБЖ, русский язык и изобразительное искусство. Таким образом, была достигнута задача создания единой системы формирования мировоззрения школьников на этих уроках.
Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания в школе. Различные формы работы – работа в группах, проектная работа, творческая работа – стимулируют учеников проявлять инициативу во время занятия, развивают креативное мышление, позволяют ближе ознакомиться с русскими поэтами, писателями, деятелями искусства, историками и краеведами. Прививать детям любовь к Родине, развивать у них уважение к народу, национальной культуре и традициям, воспитывать бережное отношение к русскому языку учителям-словесникам помогают такие предметы, как «Родной язык» и «Родная литература». Использование интерактивных заданий и сценариев Московской электронной школы делает учебно-воспитательный процесс ярким, информационно насыщенным и эмоциональным.
Активизировать процесс познания учениками исторических фактов и закономерностей позволяет также участие в олимпиадах «Не прервется связь поколений» и «Мой район в годы войны». Работая с домашними архивами, изучая темы в библиотеках, беседуя с исследователями и очевидцами событий, дети становятся ближе к поставленной цели. Ценность таких олимпиад неоспорима, ведь в процессе подготовки к ним каждый ребенок может почувствовать причастность своей семьи (а значит, и себя) к истории страны.
Чтобы повысить интерес учащихся к изучению родной истории, литературы, русского языка, в школе №609 регулярно проходят внеурочные мероприятия, направленные на то, чтобы прививать подрастающему поколению высокие нравственные ценности – гуманизм, честность, порядочность. Так, в 2022-2023 учебном году ученики уже стали участниками конкурса чтецов, посвященного творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина. Продолжить работу в этом направлении позволило проведение литературного вечера «Поговорим об осени в стихах», прошедшего в последние дни октября в 6‑м «А» классе. Результатом мероприятия стала творческая работа над стенгазетой. Оформляя ее, ученики еще раз обратили внимание на величие и красоту культурного наследия, доставшегося нам.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека начиная с самого раннего детства. В патриотическом воспитании должны принимать участие и семья, и школа. Вскоре на плечи сегодняшних школьников ляжет ответственность за будущее России. Каким оно будет, зависит только от нас.
Наш век суров.
Так чуткость обнаружим,
Когда пойдем глаголом жечь сердца.
Со словом осторожно, как с оружием.
И шрифт, и пуля – оба из свинца.
Геворг Эмин
Надежда МИХАЛЕВА, учитель русского языка и литературы школы №609
Комментарии