“Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребенке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека”.
Г.Манн, американский педагог
С внедрением технологий информационного общества смещается идеология обучения и воспитания в школе: от жесткого разделения на управляющую элиту и управляемых “винтиков” – к равноправному общению творцов идей. Их создание, осмысление, анализ и интерпретация становятся главной задачей всех участников образовательного процесса. “Реформирование современного российского общества, модернизация системы государственной власти, новые геополитические реальности настоятельно требуют формирования социально зрелого поколения россиян”. Следовательно, необходима ориентация образования на подготовку граждан, способных решать социальные проблемы, т.е. умеющих выявлять, исследовать, искать решения и затем – решать проблемы. Для современного этапа развития учебно-воспитательного процесса характерны две тенденции, тесно связанные друг с другом. С одной стороны, это обеспечение наиболее эффективных средств управления усвоением знаний, с другой – широкое использование возможности познавательной активности самих учащихся, воспитание у них умения самостоятельно приобретать знания. Активную гражданскую позицию ребенка легче сформировать, если он участвует в образовательном процессе: в индивидуальных и групповых исследовательских проектах, ролевых играх, работает с традиционными, мультимедийными и сетевыми источниками информации. Именно такой подход, где информационные технологии естественно вплетаются в изучение гуманитарных дисциплин, реализован в гимназии N 5 г.Юбилейного Московской области, возглавляемой Г.Манаковой.
Методические подходы межпредметного образования в гимназии: приоритет нравственных гуманистических ценностей, содействие становлению личности учащихся; ориентация на комплексное (рациональное и эмоциональное) познание и междисциплинарность; содействие развитию навыков сотрудничества, решения проблемных задач и участия в решении социальных проблем.
На совместных уроках информатики с общеобразовательными предметами складываются основы научного мировоззрения, представления о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира. В ходе знакомства с информационными процессами в обществе ребята изучали общие подходы к структурированию информации, подлежащей хранению, обработке и передаче, ее представление с помощью компьютера. Чтобы знания не забылись, нужно их закрепить в памяти учащихся с помощью практики. Учащимся было предложено создать фильм и поразмышлять о нарушении или торжестве прав человека, показать свой вариант прочтения Всеобщей декларации прав человека.
В качестве пособия использовалась книга “Ваши права” (Е.Шабельник, Е.Каширцева). Это оригинальное изложение Всеобщей декларации прав человека стало основой для создания как фильмов учениками третьего, седьмых и восьмых классов, так и самого сценария фестиваля. Своеобразность подачи материалов позволяет в легкой, интересной и занимательной форме познакомить детей с основными правами и свободами, научить применять их в жизни. Интерактивный подход к проекту позволил совместить многие виды деятельности: познавательную и трудовую, общественную и художественную. Если раньше “Учитель был призван обогащать детей знаниями, то в наши дни основная цель заключается в воспитании, развитии ученика как индивидуальности. Сегодня педагог должен уметь проектировать развивающую социально-культурную среду, умело осуществлять личностно-ориентированное обучение”.
Фестиваль компьютерной графики, посвященный правам человека. Сценарий
Театрализованное приветствие участников фестиваля в стихах, под музыку, с использование костюмов, декораций.
Выступление приглашенных юристов. Демонстрация фильма “Пока не поздно”.
Представление на экране через проектор истории создания Всеобщей декларации прав человека, выполненной учащимися в PowerPoint.
Конкурсная программа фильмов.
Демонстрация фильмов с музыкальным сопровождением, выполненных в редакторе сценария CPEN. Ведущие фестиваля в стихах представляют каждую работу:
“Маленькая страна” – 3-й класс,
“Таинственные знаки” – 7-й “А” класс,
“Прекрасное далеко” – 7-й “Б” класс,
“Путешествие вокруг света” – 7-й “Ж” класс,
“Бэла” – 8-й “А” класс,
“Поворот судьбы” – 8-й “Б” класс,
“Право” – 8-й “В” класс.
Викторина по статьям декларации
Вместе с литературными и сказочными героями участники фестиваля находят ответы на вопросы о правах человека.
При оценке ответов на вопросы викторины учитываются компетентность и обоснованность, общая культура и дисциплина команд.
Оценивая работы, жюри обращало внимание на идею, художественное оформление фильма, разработанный стиль.
Директор гимназии награждает подарками победителей викторины и фестиваля.
В основу сценариев классов положены рисунки, выполненные в графическом редакторе CPEN, и оригинальный сюжет, придуманный учениками. Благодаря проектам ученики приобретают навыки участия в общественной жизни, не теряя при этом чувства собственной индивидуальности. У каждого были свои роли: одни придумывали историю для фильма, художники создавали эскизы и реализовывали их на компьютере в графическом редакторе. Музыкальный редактор подбирал музыку. Ученики выполняли анимацию: задавали способы вывода рисунков на экран, время смены кадров и время экспозиции, подбирали фон и эффекты, применяли команды Цикл, Меню, Переход и др. В процессе создания сценария ученики использовали алгоритмические конструкции. Учитель консультировал детей, стимулировал их к поиску ответов в учебных пособиях, энциклопедиях и периодических изданиях. Каждый класс подготовил пояснительные записки к собственным сценариям.
На открытии фестиваля ученики читали стихи Н.Добронравова “Пока не поздно” с одновременной демонстрацией под музыку А.Вивальди фильма, выполненного учениками третьего класса в PowerPoint:
Пока планета еще жива,
Пока о солнце мечтают весны,
На жизнь предъявим свои права,
Пока не поздно, пока не поздно!
В процессе создания истории Всеобщей декларации прав человека от учеников требовалось владение программой PowerPoint: создание и редактирование картинок-слайдов, задание фонов и анимации, вставка объектов, а также монтаж фильма.
Школьники проявили себя как авторы идеи, режиссеры, художники и ведущие презентацию. С энтузиазмом декламировали третьеклассники стихи к финальным кадрам фильма:
Так поклянемся, что мы спасем
И это небо в надеждах звездных,
Спасем планету – наш добрый дом,
Пока не поздно, пока не поздно!
Творческие группы продемонстрировали и прокомментировали свою работу. Для показа фильмов в актовом зале гимназии использовался проектор, подключенный к компьютеру. Ученики седьмых и восьмых классов представили разножанровые фильмы: детектив и фантастику, мелодраму и лермонтовскую экранизацию, выполненные в редакторе сценариев CPEN: “Таинственные знаки” по Перельману, “Прекрасное далеко” по мотивам Уайльда, “Бэла” по Лермонтову, “Право”, “Путешествие вокруг света”, “Поворот судьбы” – авторские сценарии восьмиклассников, где статьи декларации органично вплелись в канву фильма.
Детям помогали готовиться к фестивалю родители, учителя информатики и классные руководители. На сцене разместили экран и декорации; развесили выполненные детьми плакаты. В зале установили компьютер, проектор, музыкальную аппаратуру. Необходимо было решить организационные вопросы с администрацией о изменении в расписании учебного дня; пригласить гостей, юристов; приготовить эмблемы для участников, гостей, жюри; подготовить литературно-музыкальную композицию для приветствия участников фестиваля. Критериями оценки фильмов послужили социальная значимость и практические навыки в создании фильмов, нестандартность и самостоятельность мышления авторов, знание Всеобщей декларацией прав человека и владение инструментарием редактора сценариев CPЕN.
Работа над проектами с использованием информационных технологий развивает теоретическое и творческое мышление, художественный вкус, а также способствует становлению операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, проявляющиеся в процессе возникновения и решения социальных проблем. Знание прав человека потребовалось участникам викторины по статьям декларации. В основу заданий к викторине положена рабочая тетрадь В.Антонова “Изучаем права человека”, где литературные и сказочные герои – Буратино и дикие лебеди, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занимаются решением вопросов о правах человека.
Вопросы
Выберите право, которым воспользовалась лягушка в сказке В.Гаршина “Лягушка-путешественница”:
– право на труд,
– право на неприкосновенность жилища,
– право на передвижение,
– право на образование.
Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на свободу передвижения:
– в пределах болота,
– в пределах страны,
– без ограничений?
Емеля из сказки “По щучьему велению” стал править царством, воспользовавшись каким правом?
Каким правом воспользовался купец в сказке С.Аксакова “Аленький цветочек”, решив отправиться по торговым делам за тридевять земель?
Какой предмет в басне И.Крылова “Мартышка и очки” является продуктом научно-технического прогресса?
Имеет ли право мартышка пользоваться очками и какое право?
Какими пятью предметами, созданными научно-техническим прогрессом, вы пользуетесь каждый день?
Каким правом могли воспользоваться герои “Сказки о царе Салтане” А.Пушкина?
Продолжите предложение:
Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом…
Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой виноваты в …царицы.
Получив сообщение от гонца, Царь Салтан решил отложить решение до своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью…
В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе царевен и хотел жениться против их воли?
Какие права он при этом нарушал?
Кто в этих сказках помогал царевнам восстановить свои права?
Какие из высказываний сказки А.Толстого “Буратино” верны:
Буратино лишил Тортилу принадлежащего ей имущества, силой отняв у нее золотой ключик.
Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину.
Буратино отправился в Страну Дураков, чтобы найти там убежище от преследователей.
Какое право нарушили полицейские, силой ворвавшись в каморку папы Карло?
Продолжите высказывание:
Приказав Чернавке в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” А.Пушкина, царица посягнула на…
Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на…
Обратив братьев в лебедей и выгнав их из дома, в сказке Г.Андерсена “Дикие лебеди”, злая королева отправила их в изгнание. Каким правом воспользовались братья, превратившись в лебедей?
При оценке ответов на вопросы викторины учитывались: уровень знаний, получаемых на основе работы с декларацией, аргументированность ответов, общее развитие, информационная культура. Жюри особо отметило активное участие в викторине и хорошую подготовку по изучению статей декларации учеников третьего класса. Это свидетельствует, что обучение правам человека – процесс долгосрочный, и осуществлять его следует на всех этапах обучения и воспитания. Обучение учеников правам человека служит гуманизации общего образования в России, а формирование навыков сознательного и рационального использования компьютеров через участие в проектах, оформление учебных и творческих работ средствами информационных технологий готовят школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. При этом учащиеся познают фундаментальные закономерности бытия, их непрерывность действия по отношению ко всему сущему и приходят к убеждению, что не утвердит себя человек беззаконием.
Общественно-исторический опыт человечества передается детям и взрослым в процессе обучения, однако усваивается он по-разному – в зависимости от личного опыта, сформированных умений и навыков, отношения к учебной деятельности, особенностей личности. Используя информационные технологии как инструмент для создания учебных работ, гимназисты на уроках информатики выполняют творческие проекты. Так, в 2000-2001 учебному году ученики пятого класса стали призерами конкурса социальных проектов “Сделаем свое будущее”, проводимого Институтом “Открытое общество”, Фондом Сороса, мегапроектом “Пушкинская библиотека”, “Учительской газетой”.
Пятиклассники представили проект “Будущее зависит от нас”, выполненный на уроках информатики. Создавая информационную модель проекта, школьники учились ясно и понятно строить фразы, выделять ключевые моменты, правильно пользоваться терминологией, ссылаться на известные факты, например, на Международную декларацию прав ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 года. Дети рассуждали об общечеловеческих ценностях: семье и гуманизме в главе “Дадим шар земной детям”, о Земле и природе – “Мы теперь навечно должники природы”, о знаниях – “Через тернии к звездам”, о мире и жизни без войны в разделе “Эпоха мира и добра”, протестовали против наркотиков – “Возьмемся за руки, друзья”. Характер и степень активности каждого участника в проекте разные, но усвоение знаний всегда является результатом собственной познавательной деятельности подростка. Очень важно научить видеть проблему, научить делать правильный акцент – выделить главную, а не второстепенную информацию. Необходимо “определить контуры той запретной черты, которую человечество не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах”.
Обязательна “обратная связь” – обсуждение результатов работы учеников с преподавателями. Учитель предлагал свою помощь при подборе и обработке материалов, в случае возникновения технических сложностей при оформлении проекта. Девочки обрабатывали анкеты и сочинения класса, послужившие основой проекта, мальчики выполняли информационную модель на компьютере. Инструментарий текстового процессора позволил представить текст в удобной для восприятия форме и дополнить словесную модель рисунками, созданными в третьем классе в графической среде CPEN.
Использование электронной энциклопедии “Кирилл и Мефодий” и компьютерного учебника “История России: XX век” (Антонова Т.С., Харитонова А.Л. и др., М.: Клио Софт, 1997) расширили границы традиционных учебников и побудили школьников работать с информацией самостоятельно, с увлечением. Чтобы научить ребят критически мыслить, участвовать в дискуссии, общаться с другими людьми, особое внимание уделялось интерактивным методам работы в классе. Дети сами определяли степень своего участия в проекте, соотнося его с личными и общественными интересами. Итогом осмысления проблем, затронутых в проекте, стало создание сайта класса, где гимназисты пригласили сверстников вместе обсуждать обозначенные проблемы и искать пути их решения.
С благодарностью вспоминают ребята внимание и заботу организатора и вдохновителя финальной встречи конкурса социальных проектов “Сделаем свое будущее” И.Димову, убежденную: “Чем раньше молодые люди начнут улавливать болевые точки окружающего мира, анализировать социально-политические ситуации, выдвигать новые идеи, предпринимать конкретные реальные действия по улучшению нашей жизни – тем скорее можно ожидать позитивных перемен в общественном устройстве страны, в становлении гражданского общества”. С огромным интересом участвовали юные граждане в интеллектуальных беседах с А.Иоффе и деловых играх М.Шкробовой, ориентированных на формирование как коммуникативных, так и социальных умений общения. Подаренные энциклопедии стали основой для новых проектов. Так формируется активная гражданская позиция, происходит социализация учащихся, стимулируется их интерес к решению актуальных проблем российского общества.
Успехи ребят в проектной деятельности создают предпосылки для решения более сложных задач обучения. Дальнейшие шаги от проекта к проекту предусматривают использование информационных технологий в формировании школьного правового пространства. Открывшаяся возможность работы в интернете обеспечивает выполнение прав учеников и учителей гимназии на доступ к достижениям цивилизации и к мировым информационным ресурсам. “Путь предстоит долгий и трудный, но если мы пройдем его, то приобретем ценнейший позитивный опыт, достойный действительно великой цивилизации. Это станет основой мощного рывка нашей страны вперед и огромным вкладом в исторический опыт всего человечества”. Участие в проектах, фестивалях и конкурсах позволяет подросткам проявить свое гражданское самосознание и социальную активность, то есть те качества, от которых во многом зависит будущее подрастающего поколения.
Ирина БАБИЧ,
учитель
Московская область
Комментарии