В Кенозерском национальном парке прошла седьмая по счету эколого-промышленная экспедиция Всероссийского образовательного проекта «Заповедная смена», участниками которой стали старшеклассники из Москвы, Республики Тыва и Кубани. О содержании и задачах проекта рассказал научный руководитель программы «Школа нового поколения» (ШНП) Ренальд ЛАЧАШВИЛИ.
– Ренальд Александрович, всего в этом году в заповедниках и природных парках России пройдут двадцать «Заповедных смен». Что это за проект? – «Заповедная смена» – одна из образовательных технологий «Школы нового поколения». Ее особенность в стремлении к целостности образования, реализации принципа «школа полного дня и полного года». Ведь как принято в школах страны? Основное образование – первая половина дня, дополнительное – вторая половина дня. Изначально мы поставили цель – объединить эти составляющие в единое целое. Наш лозунг: «Образование продолжается все то время, когда человек не спит». Именно экология – хороший пример и поле для развития целостного образования. Потому что это междисциплинарная наука, которая объединяет и химию, и биологию, и физику, и географию, и математику, и множество других предметов, включая экономику. В свое время была реализована идея ввести экологию в школьную программу, и был издан интересный учебник Геннадия Алексеевича Ягодина. Но как отдельную дисциплину экологию старшеклассники восприняли в качестве обузы в напряженные выпускные годы и месяцы… Споры о подходах к экологизации образования не утихают до сих пор. В программе ШНП ребятам предлагается задуматься над разными уровнями осмысления экологии: от экологии души и межличностных отношений, экологии рабочего места и жилища до экологии ближайшего окружения, где они могут сделать что-то своими руками, выполняя свои проекты. Наконец, они принимают посильное участие в мероприятиях той большой экологии, в рамках которой ставятся проблемы загрязнения окружающей среды, глобального потепления.Система экологического образования была успешно «обкатана» в московской школе №2086, а потом распространена и на другие школы, которые участвуют в программе «Школа нового поколения». Каждый год одна из наших лагерных смен, проходящих при поддержке En+ Group на берегу Байкала, посвящается именно экологии. Так что под «Заповедные смены» у нас уже давно была готова идейная и содержательная основа. – Что привело к появлению «Заповедных смен» в их нынешнем формате?- 100-летие особо охраняемых природных территорий России – его мы отмечаем в этом году, который, как известно, объявлен также и Годом экологии. Идея проведения «Заповедных смен» родилась в En+ Group в рамках комплексной программы кампании по защите Байкала и сохранению особо охраняемых территорий Сибири. Эта инициатива объединила всех участников проекта: Минприроды, важнейшие заповедники и национальные парки, школы, фонд «Страна заповедная» и фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело».- В чем характерная особенность проекта?- В том, что мы вывозим детей не на экскурсию, а в экспедицию, в которой они получают как можно больше самостоятельности. Мы ставим перед ними задачи, создавая дефицит информации, ее для решения задач ребята добывают сами. Каждый вечер они собираются, обмениваются тем, что узнали за день и что из этого можно будет использовать в проектах, презентации которых проводят в последний день смены. Каждая экспедиция направлена на изучение различных объектов культурного и природного наследия, а также предприятий.Ребята обычно берут с собой в экспедицию портативную физико-химическую лабораторию – определяют химический состав почвы и воды. Ведут метеорологические наблюдения, изучают растительный и животный мир территории, из общения с егерями узнают, как охраняется заповедник.В Кенозерском природном парке дети получили маршрутные листы, в которых должны были отметить исторические и географические объекты, которые они посетили, разузнать все об этих объектах. Несколько дней старшеклассники провели на озерах. Старые мельницы, мостики через протоки, поклонные кресты на берегах. Такова Северная Русь, где почти все сохранилось с древних времен. Там есть маленькие хутора, от которых до большой дороги можно добраться только на лодке или зимой по льду. Дети пообщались со старожилами, те им с удовольствием рассказали об особенностях жизни, традициях, ознакомили с народными промыслами.Ребята посетили памятники деревянной архитектуры мировой значимости, увидели Кенозерские «небеса» в Никольской часовне. «Небеса» – это шатровая часть деревянного храма, конструкция которой символизирует солнце с расходящимися лучами. На лучах древние иконописцы изображали Христа, евангелистов, апостолов и святых. Промышленная часть «Заповедной смены» состояла в знакомстве с Плесецким космодромом. Когда запускают ракету, мы знаем – вот она взлетела, вышла на орбиту. А как обеспечивается запуск, не знаем. Ребята побывали на двух стартовых комплексах космодрома, в технических сооружениях. Это был образовательный квест, во время которого надо было все обследовать, описать увиденное, а заодно и выяснить, как запуски влияют на природу. – Дефицит информации не осложняет школьникам задачу?- Придите в любой музей, экскурсовод сразу начнет вас загружать огромным количеством информации. Пять минут и взрослый еле выдержит, а для 15-летних это еще более утомительно. Наш век – век избытка информации. Поэтому главное – научить детей добывать информацию, систематизировать ее, выбирать из ее потока нужное и важное. И, конечно же, научить, как эту информацию преобразовать в собственное знание, как ее интерпретировать и преподнести. Насколько удачно прошли «Заповедные смены», мы обсудим в сентябре. Это будет этап осмысления. Все мы, участники проекта, соберемся, обменяемся мнениями, что изменить, что оставить. Я надеюсь, «Заповедные смены» не закончатся с Годом экологии.
Комментарии