search
main
0

Пока есть такие, как мы, у России еще есть шанс

​В прошлом номере «УГ-М» был опубликован рассказ о том, как прошел окружной конкурс «Ученик года-2014». Я еще раз вспомнил о том, как в нем участвовал, о чем думал, какие выводы делал.

«Ученик года» – совершенно особое мероприятие, которое ярко выделяется среди многих прочих, зачастую повторяющих друг друга.За последние несколько лет я побывал на огромном количестве олимпиад по самым разным предметам, в последние два года становился призером городского тура олимпиады по обществознанию, дважды участвовал в городском туре олимпиады по истории, побывал на самых различных творческих конкурсах и межшкольных конференциях. В общем, в этой области школьной жизни у меня есть приличный опыт, я даже в шутку иногда называю себя ветераном.На любом из этих мероприятий с участников спрашивают то, что они знают или считают, что знают: мало кто из гуманитариев ходит на олимпиады по физике, и наоборот. Если ты пришел на историю, то изволь уж показать нам историю, на географию – так географию. То же самое и с пением, танцами, презентациями. Задача здесь заключается в том, чтобы выявить конкретное знание и умение человека.Но сколько есть конкурсов, чья задача выявить человека? Где просят показать разные грани одной и той же личности разными путями? Как увидеть в общей массе, каких людей может представить нынешнее поколение и что они могут? «Где здесь человек?» – спрашивал Обломов.Долгое время меня мучили эти вопросы. Будучи не обывателем, а человеком, который чувствует свою ответственность за то, что происходит в обществе и стране, я не переставал задавать эти вопросы. Каждый раз, придя на олимпиаду, я долгое время стоял недалеко от стойки регистрации и наблюдал за публикой, силясь понять, кто они такие. Разумеется, это было нереально. Наблюдая за выступлениями танцоров и певцов, дивясь их талантам, я с ужасом прогонял от себя предположения, какими они в принципе могут быть вне выступления. Едва ли уж такими хорошими, как на сцене.Кое-где я понимал, что за люди меня окружают. Например, в своей же школе. Неудивительно, что, столько лет сидя на одном и том же месте, я смог себе составить представление о тех, кого видел шесть дней в неделю много лет. Но одна школа – всего шестьсот человек, один класс – всего двадцать-тридцать. Капля в море, иными словами. Это не весь кругозор, не все разнообразие. Более того, каждая отдельно взятая школа – это вообще страна в стране.Первоначально, попав на предварительную встречу «Ученика года», я, отягченный выработанными и укрепившимися стереотипами, не обращал особого внимания на других и даже на тот факт, что со всеми можно было спокойно поговорить и пошутить, что нынче стало исключительной редкостью. На межшкольном туре, после просмотра работы и умений других, у меня закрались некие подозрения. Когда попал уже на окружной тур, я, как в старом анекдоте, вскинул руку и сказал: «Минуточку!» Через минуточку, когда сформулировал свою мысль, я сказал себе: «Черт возьми! Здесь целых двенадцать человек, и все нормальные! Какова вероятность этого и на каком случайном мероприятии я в последний раз такое видел?» Возможно, все это звучит странно и может вызвать предположение, что сам я повествователь, излишне критичен ко всем, раз так редко встречаю нормальных людей. Но вы и представить себе не можете, сколько я встречал не только на олимпиадах, но и на днях открытых дверей в университетах дебилов с убогим выбором одежды, с ужасными женственными прическами, с лицами, опухшими я уж не знаю от чего, чей уровень шуток настолько низок, что пошлые анекдоты кажутся пиком искусства юмора, чей быдляцкий смех настолько отвратен, что можно подумать, что находишься на скотобойне. Я не радикал, я не хочу, чтобы все ходили в костюмах и обсуждали «Войну и мир», но у этих нет не только культуры, но и уважения ни к чему. Достаточно сказать, что для них «район» и «мир» – одно и то же, а безделье – высшее благо. Это все правда, я ее видел и ничем и никак не приукрашиваю, и это меня всегда очень расстраивало.И вдруг, в очередной раз попав на конкурс, я увидел столько прекрасных людей, что во мне загорелась надежда. Да, действительно видно, что школы выдвинули своих лучших учеников, гвардию, никак иначе. Смотря на них, я осознал, что пока есть такие, как они, у России еще есть шанс. Это те, кто готов двигаться вперед, кто готов не только говорить, но и слушать, кто может не только смотреть, но и делать, кто может работать как один, так и с другими, для кого существует понятие «долг». Конечно же, это звучит громко и эпатажно, но это то, что я увидел и что я думаю.После этой эмоциональной части перейду уже непосредственно к конкурсу. В межшкольном этапе было двадцать два участника и три тура. Первый состоял из самопрезентации на какую-нибудь заданную тему на две минуты, это то, что было можно подготовить дома, причем в абсолютно любой форме. В этот раз тема была «Я в мире, мир во мне». Каких только вариаций ее представления я не видел – словами не описать. Это и просто презентации, и песни, и стихи, и даже полноценные выступления целыми группами (разрешено использовать помощников, но так, чтобы ведущая роль принадлежала именно участнику). Второй тур считается самым сложным с недвусмысленным названием «Интеллектуальный марафон». Нам предложили ответить на десять вопросов во многом на эрудицию, но по сути затрагивающих очень многие предметы. Пройти этот тур с высокими результатами могут помочь только годы.Третий тур самый веселый – импровизация. Участникам заранее сообщили о ситуации, в которую они попадут и которую будут разыгрывать. В этот раз это были зимние Олимпийские игры в Сочи. Также нам сказали, кем мы будем, а точнее, какую страну будем представлять. Кстати, по протоколу иметь костюмы было отнюдь не обязательно, однако участники так ответственно к этому отнеслись, что в итоге получился красивый маскарад. Участников разделили на группы по пять-шесть человек. Каждый, выйдя на сцену, представлялся от имени своей страны, потом они вместе разыгрывали часть Олимпийских игр. Кого-то назначали спортсменом, кого-то диктором, тренером, репортером, болельщиком и фотокорреспондентом. Задача – действовать в пределах своего образа и сделать так, чтобы было смешно, тут более всего была видна совместная работа незнакомых людей, потому что они должны были почувствовать игру друг друга, подыгрывать и давать простор друг другу, танцевать так, чтобы соответствовать представлению о своей стране.На этом межшкольный тур заканчивался, дальше проходили двенадцать человек. На следующем туре структура была почти такой же: первый тур – самопрезентация (тема – «Любовь такая разная»), второй – марафон на двенадцать вопросов. Третий – обзор фильма. В нем участники по четыре человека смотрели отрывок из фильма и отвечали на вопросы вроде «С кем или с чем вы согласны?». Четвертый – импровизация в образе любимого литературного героя. Каждый снова выходил и представлялся, потом немного говорили группы по четыре человека, а потом – все вместе. Тему задавал ведущий. Учитывая то разнообразие образов, которое присутствует, и темы, которые пускают, никто не может предсказать, в какую сторону мог повернуться диалог. После этого участники танцевали парами опять же в пределах своего образа. Дальше проходил только один человек.Все это неизменно сопровождалось реакцией болельщиков от каждой школы, что создавало атмосферу не столько соревнования, сколько праздника. Победитель этого тура, между прочим, получил iPhone 5S, а такие вещи на дороге не валяются. Я, как призер, получил вполне приличный Samsung на две сим-карты. Один мой друг, который в этом году тоже отходил на огромное количество олимпиад, очень долго размышлял на тему того, что он за свои два дня по пять часов на городском туре по физике ничего не получил, а я получил хороший телефон и море удовольствия.Возможно, все сказанное мной прозвучало сухо и где-то непонятно, но поверьте мне, что этого достаточно, чтобы открыть разные стороны участников, притом все остается очень зрелищным. Конкурс многому учит, потому что придумать что-то оригинальное для самопрезентации на фоне того, что другие умные люди тоже хотят выделиться, очень непросто, а в жизни как раз с трудностями и встречаешься. Интеллектуальный марафон проверяет и показывает, сколько знаний получилось ассимилировать за годы, а импровизация раскрывает все сразу. Те, кто смотрел фильмы с Чеви Чейзом и понимает, как работают мошенники, знают, насколько порой полезно бывает побывать не собой. Это очень хороший навык. Так ведь еще надо найти общий язык с другими, чтобы сделать все красиво и правильно.Меня поразил общий дух состязаний. Из-за болельщиков и того, что все участники поистине прекрасные люди, никто из них ни для кого не был врагом. Все просто выступали, и если с кем и боролись, так с абстрактными вопросами и невидимыми требованиями.Я посетил прекрасное мероприятие, на котором познакомился с прекрасными людьми, узнал много нового, над чем и сейчас, спустя некоторое время, продолжаю думать. Кроме того, этот конкурс показал мне, с кем я работаю и в своей школе, потому что когда мне была нужна помощь, мне ее сразу предоставляли. Постарались и учителя, которые помогали организоваться, и ученики, которые болели, и администратор, мой руководитель, который дал основу всему тому, с чем я в итоге и выступил. Наверное, будь минутой меньше подготовка, и уже не получилось бы так красиво, как в итоге и вышло.Я считаю, что этот конкурс стоит продвигать, чтобы люди еще больше были в нем заинтересованы, чтобы мы все лучше понимали, кто сейчас растет. Честно скажу, я во многом настолько реалист, что почти что скептик, но в один момент у меня застучало сердце от мысли, что эти люди могут помочь нашей стране. «Россия еще будет великой», – писал Блок еще давным-давно в тяжелые времена, и она стала великой, но потом снова произошло несчастье. Ныне наш черед снова делать ее великой, но это дело не одного человека, а многих, с такими людьми я готов делать что угодно. Пока есть такие, как они, у России еще будет шанс.С ностальгией я вспоминаю это событие и с неохотой осознаю, что оно уже прошло. Это уже, как писал Лермонтов: «…времена давно минувших дней, когда жизнь была красивее, пышней».Виктор ОКРУГИН,ученик 11-го класса школы №1207, призер конкурса «Ученик года-2014» («Золотая пятерка победителей») Южного округа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте