search
main
0

Пока без названия

Государство прибирает к рукам детские организации

Казалось бы, в 2015 году указом президента страны о создании Российского движения школьников (РДШ) был полностью и навсегда закрыт вопрос о праве молодежи на организацию. Принятый 29 октября, в день рождения комсомола, указ встряхнул общество. Особенно громко радовались ветераны, им как бы сказали, что они жили праведно и их жизнь – пример новым поколениям. Молодежь, как ни странно, рефлексировала тише, но тем не менее процесс создания РДШ пошел.

 

Игорь СМИРНОВ

Главой РДШ избрали первого в мире ученого – командира космического корабля Героя России Сергея Рязанского. Это был красивый и верный пиар-ход. Космос надолго останется мечтой молодого поколения, а космонавт – его бесстрашным покорителем. Организаторы РДШ не догадались, а можно было бы пойти дальше и присвоить РДШ имя Юрия Гагарина, тем более что Закон «Об общественных объединениях» разрешает «использовать в своем на­именовании имя гражданина». Внук путиловского рабочего, выпускник ПТУ, курсант летного училища Гагарин прорубил окно в космос и для всех грядущих веков останется символом новой эпохи. В марте 1968 года, взлетев последний раз, он не вернулся, остался на небе. Его судьба отчасти даже напоминает того, о ком не принято говорить всуе. На немного подзабытом образе Гагарина можно воспитывать, с него захотят делать жизнь миллионы. Кстати, идея актуальна и сегодня для тех, кто занимается молодежным движением. Отдаю ее думским депутатам. Бесплатно. Лишь бы не обиделся кто-нибудь из живущих на земле.

При всех стартовых издержках РДШ имело шанс хотя бы на бледное копирование комсомола и пионерии. Для благонадежности его сразу отдали под государственное крыло. Учредителем стало госагентство «Росмолодежь», но, не имея нужного административного ресурса, оно не справилось с заданием. В апреле 2021 года распоряжением Правительства РФ от 15.04.2021 №984-р ФГБУ «Российский детско-юношеский центр», прямой куратор РДШ, из Росмолодежи передали в структуру Министерства просвещения вместе с его бюджетом. Функцию воспитания молодежи вернули в школу и замкнули на учителя, с которым не поспоришь. Ему это тоже не в радость, но министерству не откажешь.

Чтобы поддержать школу, в июле 2020 года в Закон «Об образовании в РФ» внесли две поправки: о требованиях к просветительской и воспитательной работе. Но если просветительская поправка так и не дала всходов, засохла на корню, то воспитательная растет бурно и даже агрессивно, заглушая обучающую миссию школы. Ее без устали подпитывают нормативами, программами, штатными специалистами. Поправка обязала школу иметь не только рабочие программы, но и календарные планы воспитательной работы. Никогда ранее федеральный закон не опускался до методических указаний и норм, для которых достаточно и рекомендаций министерства.

Задремавшую было от пандемии педагогическую науку разбудили щедрыми грантами с таким объемом финансирования, от которого невозможно отказаться. В августе 2019 года Министерство просвещения утвердило наспех сбитую Институтом стратегии развития образования Федеральную программу воспитания, больше похожую на политический манифест, нежели на педагогическую методику. Через два года, в июне 2022 года, вышла еще одна, обновленная, программа, написанная другим институтом – НИИ детства, семьи и воспитания. Избыток указаний начинает раздражать учительство, в комментариях из Санкт-Петербурга к новой программе воспитания читаем: «Снова переделывать? Это издевательство!» По тональности других комментариев (Ставрополь, Орел) видно, что предельно заорганизованная тема воспитания уже перенапрягает школу.

Если заглянуть на официальный сайт РДШ, в нем более 2 миллионов участников, более 400 местных и более 8000 первичных отделений. У него есть свой устав, гимн – готовая структура, только управляй! Даже если к РДШ имеются замечания, требующие изменений в его деятельности, ничто не мешает внести поправки в устав. Все это добавляет загадочности идее создания параллельной либо замещающей РДШ структуры, заявленной 14 июля 2022 года Федеральным законом «О российском движении детей и молодежи» (далее – Движение).

Проект закона, обсужденный Общественной палатой РФ накануне его внесения в Государственную Думу, был встречен неоднозначно. Вызвали вопросы отсутствие определения понятий «наставник» и «вожатый», принципы государственного финансирования Движения, сопряжение его с РДШ. Плохо воспринимались предлагавшееся вначале название «Большая перемена» и 6-летний возраст вступления в Движения, которые в законе сняты. После того как проект стал законом, отклики сменились на положительные, временами восторженные, чему удивляться в наше время не приходится. Одной из первых без попытки экспертного анализа закон поддержала президент РАО Ольга Васильева. У нее есть право говорить от имени академии. Но это не отнимает права у рядового члена РАО иметь свое мнение. Чем и воспользуемся.

Новый закон до мельчайших деталей предопределяет устав нового Движения, его цели, структуру, состав участников. Съезд для утверждения устава можно уже и не собирать. Сравним некоторые его положения с уставом еще живого РДШ.

Помимо съезда и координационного совета, которые есть и в РДШ, новое Движение будет иметь наблюдательный совет и правление (ст. 14). Четыре органа, надстроенных один над другим, – довольно сложная конструкция для управления, но может понравиться детям, любящим строить пирамиды.

«Наблюдательный совет Движения, – гласит статья 17, – возглавляет Президент Российской Федерации». Он же утверждает состав совета, члены которого «вправе совмещать членство с государственной должностью» (п. 3). К сведению лидера РДШ Сергея Рязанского, в высшем органе Движения места для космонавтов теперь вряд ли найдутся. Пройдут ли туда любимые детьми писатели, композиторы, спортсмены, тоже вопрос. Они не «государственные» люди.

Координационный совет Движения также не избирается, он формируется наблюдательным советом. Не выборный и его председатель, он заместитель председателя наблюдательного совета (ст. 18). Таких изгибов управления самые юные участники могут и не понять, поэтому скажем для них проще: детско-молодежное движение будут возглавлять только взрослые дяди, отчитываться они будут только перед самими собой.

Подотчетным съезду органом является только правление – исполнительный орган Движения (ст. 19). Помимо разработки программ воспитательной работы за ним закреплено множество финансовых и имущественных вопросов. Но в отличие от РДШ в перечне управляющих органов исчезла Центральная контрольно-ревизионная комиссия. Вряд ли это надо понимать как отсутствие контроля за финансами и имуществом. Скорее здесь видится признание государственного статуса Движения, финансовый контроль за которым будут осуществлять госструктуры, наблюдающие за расходованием бюджета. Тем более что членских взносов участников закон не предусматривает.

О выборных началах упоминает только статья 14 «Первичные отделения Движения», которые избирают своих представителей, обязанных входить в состав советов обучающихся и студенческих советов соответствующих образовательных организаций. Формула не очень понятная, возможно, она будет разъяснена при утверждении устава. Первичные отделения, гласит статья 11 (п. 3), создаются только в образовательных организациях. Движение в рамках клубов по интересам и досуговых объединений, что разрешал устав РДШ и позволяет Закон «Об общественных объединениях», не предусмотрено. Есть опасность, что это может войти в противоречие с положением закона (ст. 9, п. 4) о возможности включения в Движение «юридических лиц» и «коллективных участников», которые могут быть и не связаны со школой. Небольшое, но противоречие.

«Порядок допуска участников-наставников к воспитательной работе Движения определяется федеральным органом исполнительной власти», – написано в статье 9 (п. 6). Звучит немного странно в сочетании с формулой статьи 7 (п. 4) «участниками-наставниками также могут быть родители». Получается, что допуск к воспитанию родители получают с разрешения власти.

Программа воспитательной работы Движения, связанные с ней методические материалы также разрабатываются не участниками, а федеральным органом исполнительной власти (ст. 5, п. 2). Все это рождает риски для реализации ключевого положения закона о самоуправляемом характере Движения (ст. 2, п. 1). Обобщая сказанное, получаем вывод, что мы имеем дело с превращением общественно-государственного движения, каким было РДШ, в государственное с централизованно назначаемым составом высшего руководства и заранее установленным регламентом. С подобным феноменом молодежные движения России встречаются впервые.

В документах, сопровождавших внесение проекта закона в Госдуму, нет убедительных обоснований для создания в стране новой молодежной организации – дублера РДШ. Думский Комитет по вопросам семьи, женщин и детей ссылается «на отсутствие в нашей стране единого стратегического документа, направленного на определение концептуальных принципов детского движения». Это неверно по существу и звучит неуважительно по отношению к указу президента страны о создании РДШ.

Председатель Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев выразил беспокойство насчет «влияния иностранных организаций на школы и колледжи». Если учесть, что связи с Западом оборваны, надо полагать, он имеет в виду угрозы с Востока, каковых пока не наблюдается. На Востоке расположены в основном дружественные нам страны. Он также указал на риски «потерять большое количество молодых людей, подростков, которые уйдут в экстремистские движения». А в России еще есть такие? Назовите.

Комитет Думы по развитию гражданского общества, забывая о существовании РДШ, отметил «востребованность в современном российском обществе такого масштабного общественно-государственного объединения», что вызывает осторожно обходимый всеми вопрос об эффективности деятельности РДШ за прошедшие годы. Заметим, в адрес РДШ никто не выразил ни благодарности, ни упрека. Молчание наносит удар по авторитету этой организации и по самолюбию его руководителя Сергея Рязанского. Космонавты люди сильные, переживет. Лишь бы из-за чужих ошибок на земле Рязанскому не запретили полеты в космос.

Экспертный взгляд на начинающий свой путь Закон «О российском движении детей и молодежи» выводит и на более серьезные, можно сказать, конституционные размышления. Глава 13 Конституции РФ запрещает государственную идеологию. Возникает вопрос: правомерно ли тогда государственное воспитание? Ведь воспитание есть путь к самоопределению личности, конечной целью которой является выбор идеологии. Носителем идеологии в демократической стране является не государство, Конституция наделяет таким статусом партии, поощряя «политическое многообразие, многопартийность».

В современной России 49 партий, у каждой своя идеология с собственным перечнем духовно-нравственных ценностей, каждая имеет право на их публичную пропаганду, прежде всего среди молодежи. Что они и делают. При КПРФ, например, есть структурированная по регионам молодежная организация ЛКСМ РФ, а лидер партии Геннадий Зюганов регулярно на Красной площади повязывает галстуки новым пионерским отрядам. Отнять у КПРФ право иметь свой молодежный резерв все равно что запретить коммунистам иметь детей.

Повязывать детям галстуки может и лидер партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев, и новый лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Весь вопрос в том, пойдет ли за ними молодежь. На этом фоне заявление председателя Комиссии Госдумы по просвещению Ольги Казаковой о единственном основном отличии Движения от пионерии в том, что «движение не привязано к политической партии», не стыкуется с реальностью. Пока жива действующая Конституция, «беспартийного детства» в России не предвидится. Да его и раньше не было. Вспомним, кого дружным хором благодарили школьники за «наше счастливое детство».

Закон есть закон. Его можно обсуждать, вносить поправки, но прежде всего надо исполнять. Закон «О российском движении детей и молодежи» объявил о появлении на молодежном небосклоне России еще одной федеральной звезды, название которой даст предстоящий съезд. Подождем название и посмотрим, на какую орбиту она вознесется.

Игорь СМИРНОВ, доктор философских наук, член-корреспондент РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте