Предмет: Культура общения. Тема: Невербальное общение. Продолжительность: 1 занятие. Возраст учащихся: 14-16 лет.
Цели и задачи занятия
1. Объяснить важность невербального общения.
2. Научить по невербальным проявлениям собеседника понимать его состояние, степень доверия партнеру.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков, повышению уверенности в себе.
4. Активизировать познавательную деятельность учащихся, используя современные информационные технологии.
Ход занятия
Вступительное слово педагога
Невербальное общение – это общение без помощи речи. В общении кроме речи участвуют также жесты, мимика, позы, прикосновения, дистанция и т. д. Если на словах человек может сказать неправду (иногда по уважительной причине), то наше тело никогда не обманет.
Сейчас установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса) – на 38% и за счет невербальных средств – на 55%.
Вербальное общение используется для передачи информации, а невербальное – для установления межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине «убийственный» взгляд и четко передать ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Самостоятельная работа учащихся
Учащиеся работают с ресурсами интернета (http://usinfo.state.gov/russki/infousa/economy/page12.htm), читают имеющийся в наличии материал и кратко конспектируют его в тетрадях.
Проверка самостоятельной работы
Вопросы для проверки:
Что такое невербальное общение?
Какими должны быть ваша походка и осанка, если вы хотите произвести впечатление уверенного в себе человека?
Как нужно правильно жестикулировать?
Какое выражение лица дает максимально положительный эффект при общении?
Работа со слайдами. Педагог показывает слайды и кратко комментирует их.
Закрепление материала
Учащиеся вместе с педагогом составляют рассказ «Беседа» на основе просмотренных слайдов.
В конце можно поиграть в игру «Пойми фразу» (еще ее называют «Крокодил»). Участники делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает некоторое слово или фразу, вызывает участника другой команды, и тот только при помощи языка жестов, мимики показывает своей команде то, что было загадано. Если команда отгадывает, ей начисляется балл.
После этого нужно вместе с ребятами поговорить о том, что нового они узнали на занятии, чему научились, повторить основные мысли. Один из вариантов обобщения материала – рассказать о своих впечатлениях без слов.
Домашнее задание
1. Повторить изученный на занятии материал по записям в тетради.
2. Учитель предлагает учащимся материалы сайтов:
http://www.syntone.ru/
http://www.nkozlov.ru/,
Материалы и оборудование занятия
– А. Егидес. «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности», М., АСТ – Пресс книга, 2003 г.
– http://usinfo.state.gov/russki/infousa/economy/page12.htm;
– http://www.syntone.ru/;
– http://www.nkozlov.ru/;
– http://www.trenings.ru/alter/Obshenie2.shtml.
Ольга ДОЛГИХ, преподаватель МХК, Дом школьников Центрального района
Воронеж
– ;
Комментарии