search
main
0

Пойми, что ты можешь размышлять. Преимущества проектно-исследовательской деятельности

Прежде всего мы убедились, что программа международного бакалавриата для начального и среднего звена школы как подготовка к дипломной программе IBO, которая реализуется в 10-11-х классах, действительно развивает у ребят умение вести исследование. То есть видеть проблему, задаваться вопросом, рассматривать его со всех сторон и, наконец, предлагать пути решения. Ведь в чем беда нынешнего школьного существования ребенка? В инертности его мыслительного процесса. Он не способен разглядеть в потоке информации, обрушивающемся на него, свой интерес. А нет интереса – нет желания идти в школу, нет желания учиться – нет желания, в конце концов, жить. Это прямо пропорциональные вещи. С умением находить свой интерес, конечно, не рождаются. Этому нужно учить. Программа IB нацелена на то, чтобы раз за разом пошагово развивать, усиливать это умение через проектно-исследовательскую деятельность ребенка.

– Не могли бы вы привести пример осуществления этой деятельности, допустим, в начальном звене школы?

– Пожалуйста, проект второго класса «Мы путешествуем во времени и пространстве, чтобы лучше узнать мир». Во время литературных чтений каждый из ребят попытался найти интересующий его вопрос и исследовать его. Одна девочка захотела узнать обо всем, что связано с Пасхой, другой мальчик задался вопросом, что такое календарь, третьего увлекла Куликовская битва. Итогом явился совместный проект, где дети представляли полученную по проблеме информацию перед одноклассниками.

В среднем звене восьмой класс, к примеру, предлагал проект «Чем ты мне поможешь, синус?», когда ребята проходили такой раздел математики, как тригонометрия. А седьмой класс свой проект по физике, посвященный проблеме давления, назвал «Желтая подводная лодка».

Нужно заметить, что представление проекта – не цель. Самое главное – формирование таких умений, как работа в команде, сбор интересующей информации, – осуществляется в процессе учебной деятельности. И что важно, на учебном материале. Здесь технология IB связывает обучение и воспитание воедино: тема не выходит за рамки учебного материала, и одновременно дети постигают законы корпоративного существования. Таким образом, постепенно они двигаются к ступени старшей школы, где все эти умения – видеть проблему, собирать информацию, предлагать решение – понадобятся для создания самостоятельного, персонального проекта. Безусловно, вершина, на которую должен быть нацелен учебный процесс, это умение ребенка на выходе из школы пользоваться объемом полученных знаний на практике.

– Сколько проектов в год может реализовываться в классе?

– Порядка 8-10 проектов в разных предметных областях. Работа над ними длится в среднем три недели.

– Кто предлагает темы для проектов?

– Этот вопрос уже адресован координатору программы международного бакалавриата учителю английского языка Нинель Хруновой. Она поясняет, что работа над проектом охватывает не только детское, но и педагогическое сообщество. В рамках классно-урочного планирования учителями-предметниками подробно расписывается каждая тема, уточняется, какие умения развиваются в ходе изучения того или иного материала. На общем обсуждении учителем сообщается тема, которую он с ребятами проходит или будет вскоре проходить. Допустим, в десятом классе по литературе предлагается проект «Отцы и дети», а ключевой вопрос к нему, который охватывает одну или несколько областей взаимодействия, придумывается за общим круглым столом. К примеру, в среднем звене по физике изучалась тема «Тепловые явления». Ключевой вопрос: как тепло и холод влияют на человека? Однако перед завершением проекта вдруг всплыла еще одна проблема: что важнее: тепло или холод? Причем эта проблема была озвучена непосредственными участниками проекта – детьми. Одно исследование нанизалось на другое.

– Владимир Иванович, подобный подход к обучению, когда в ребенке поддерживаются, воспитываются качества исследователя, наводит на мысль о создании школы нового типа. Школы, где растет научная элита.

– Разве это плохо? Миром правит интерес к жизни, а жизнь – главная загадка Вселенной. Мы создали в школе научно-исследовательское общество, и у каждого ребенка, занимающегося в нем, есть научный руководитель или из Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования, или из Российского государственного университета им. А.И.Герцена. Наша мечта – чтобы как можно больше детей почувствовало вкус к исследовательской работе. Но этого нельзя достичь, не дав им возможности «повариться» в соку исследований на начальном этапе обучения. Когда ребенок понимает, что он хочет, а главное, может размышлять, есть вероятность, что 15-20% из них начнут заниматься исследовательской деятельностью вне урока. И тогда уже их работы будут иметь научную ценность, будут публиковаться. Примеры у нас уже есть. Два года на базе школы проходит конкурс сочинений «О роли русского языка в современном мире, жизни и судьбе человека», и лучшие работы детей печатаются в издаваемом нами сборнике. При этом нас поддерживает Законодательное собрание Санкт-Петербурга, выделяя деньги на призы и подарки победителям. Для некоторых из ребят ссылки на эти публикации пригодились при поступлении в вуз. Отсюда и сам конкурс становится не просто мероприятием для галочки, а важной организационной и научной деятельностью школы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте