Умение внимательно читать текст – это очень ценный навык. Для учащихся особенно важно понимать прочитанное. Это умение не только характеризует общее развитие речи, но и влияет на усвоение материала всех учебных предметов. Что здесь может быть сложного, спросите вы? Все умеют читать. Однако на практике это оказывается совсем не так: мало прочитать, надо еще и понять смысл прочитанного текста. Мы не говорим сейчас о неуспешности при изучении гуманитарных предметов, страдают абсолютно все школьные дисциплины.
Хотим поделиться наблюдениями при подготовке выпускников 9‑го класса к экзамену по информатике. Педагогическому сообществу хорошо известно, что основной государственный экзамен (ОГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации, которая проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. ОГЭ по информатике – один из экзаменов по выбору. Сдается он на компьютере. Чтобы помочь выпускникам основной школы сконцентрироваться, экзамен построен так, что на экране в каждый момент времени учащиеся видят только один вопрос. Ответ нужно указать здесь же.
Контрольные измерительные материалы (КИМы) представляют собой комплекс заданий стандартизированной формы. Задания первой части и двух заданий второй части считаются верно выполненными, если экзаменуемый ввел в систему ответ, соответствующий эталону верного ответа.
Казалось бы, все задания на экзамене формулируются так, чтобы обеспечить однозначность трактовки вопроса. Именно поэтому для учащихся важно внимательно прочитать и понять то, что нужно найти. Необходимо выделить для себя ключевые слова в вопросе, чтобы успешно выполнить задание. Например, при нахождении длины кратчайшего пути между пунктами нередко учитель сталкивается с тем, что учащиеся:
– находят расстояния между совершенно другими пунктами;
– не учитывают, что какой-либо пункт является обязательным или избегаемым;
– в ответе указывают не длину пути, а перечисляют проходимые пункты.
По-разному может звучать формулировка задания на декодирование информации. В одних задачах требуется записать расшифрованное сообщение, в других – определить, из скольких букв состоит декодированное сообщение, в третьих – в ответ записать только повторяющиеся буквы из декодированного слова. И вновь проблема с чтением вопроса.
Перечислять примеры можно снова и снова. Важно подготовить учащихся к успешной сдаче предмета.
Золотое правило подготовки к любому испытанию – основательная тренировка. Каждый учитель знает: чем лучше будет объяснен материал, тем лучше он отложится в памяти и надолго запомнится. Несколько рекомендаций.
Во-первых, необходимо сформировать у учащихся умение внимательно читать задание и выделять существенную информацию, которую необходимо отразить в ответе на задание. На первых порах вместе акцентируем внимание на ключевых местах в условии задания.
Во-вторых, нужно отвести достаточное время, для того чтобы полностью прочесть и понять вопрос, не пропустив важной информации. При выполнении многочисленных заданий на вычленение из текста нужной информации обращаем внимание на ключевые моменты поиска этой информации.
В-третьих, необходимо сформировать у обучающихся навык пояснения своих ответов. Основная задача не получить правильный ответ, а максимально разобрать нюансы темы. Когда ученики размышляют над тем, почему именно этот вариант ответа верный, они лучше понимают тему.
В-четвертых, для закрепления изученного материала важно разбирать пробные варианты и различные по сложности задания, включенные в экзамен. Многие электронные ресурсы позволяют учителю создавать индивидуальные варианты для отработки отдельными учащимися заданий, в которых при выполнении возникают затруднения.
В-пятых, глубокому усвоению темы способствуют видеолекции, которые можно просматривать неограниченное количество раз.
В-шестых, при работе в классе необходимо устанавливать лимит времени на выполнение каждой задачи. Учащиеся привыкают бегло, но осознанно прочитывать текст при выполнении любого задания. Поймешь – успешно выполнишь, нет, значит, нет.
Успешная подготовка – это тяжелый и кропотливый труд, но он с лихвой окупает потраченное время хорошими и отличными результатами наших учеников.
Юлия КИМИШКЕЗ, учитель информатики школы №1002
Комментарии