Как хорошо, что мечты сбываются! В 2003 году мы проводили конкурс «Школа моей мечты», посвященный 40-летнему юбилею нашей школы №324. Ребята представляли проекты, писали сочинения и мечтали.
Рождению основной идеи создания нашей школы предшествовали поиски ответов на «детские вопросы», которые возникали у меня еще во время учебы в классе с углубленным изучением математики московской школы №330 и одновременно в детской музыкальной школе №5 имени К.Игумнова:
– почему урок музыки проводится всего один раз в неделю и только до пятого класса;
– почему в школе существуют классы с углубленным изучением математики, где дети имеют возможность «разговаривать на одном языке», и нет класса с углубленным изучением музыки;
– почему нельзя объединить общеобразовательную и музыкальную школы?
Осуществлять мою мечту – создавать школу, в которой гармония науки и искусства позволяет развивать творческую личность, – мне помогали коллеги-единомышленники и постоянно поддерживали специалисты Западного окружного управления образования и Департамента образования города Москвы.
В нашей школе с углубленным изучением искусства профильное образование начинается с 1-й ступени. Это связано с тем, что сензитивным периодом развития музыкальных способностей признан возраст ребенка 3-7 лет. При более позднем обучении развитие природных способностей, процесс мотивации и само обучение в целом проходят сложнее. Поэтому наиболее оптимальным становится включение ребенка в активную музыкально-эстетическую деятельность с первого класса, в возрасте 6-7 лет.
Основные принципы образовательного процесса нашей школы таковы:
воспитание человека нового поколения – проводника культуры;
развитие учащихся в гармонии науки и искусства;
сотрудничество и сотворчество ученика и учителя;
деятельностное освоение искусства непосредственно в школе;
системная интеграция основного и дополнительного образования;
создание насыщенной досугово-культурной среды через различные клубы, детскую филармонию, музыкальный театр и другие направления творческой деятельности.
Наш педагогический коллектив разработал интересную воспитательную программу для всей школы – «Воспитание искусством», в основу которой было положено деятельностное освоение языка искусств. Мы поставили задачу интегрировать музыкально-эстетическое образование в структуру и жизнедеятельность всей школы, при этом сохранив в целостности блок музыкальных предметов.
Учащиеся нашей школы ежегодно становятся лауреатами окружных, городских и международных конкурсов по искусству (инструментальному, вокально-хоровому, хореографическому). Творческие коллективы школы выступают на различных концертных площадках нашего района, города Москвы, выезжают на гастроли по России и за рубеж.
В отличие от специализированных школ (например, ДМШ, школ искусств, ЦМШ, Гнесинской десятилетки) углубленные занятия искусством не самоцель для овладения в будущем только профессией музыканта. Высокий уровень как музыкально-эстетического, так и научно-технического образования позволяет в старшем звене выбрать и художественно-эстетический, и гуманитарный, и физико-математический профиль. Поэтому наших выпускников можно встретить в МГУ, в МГТУ им. Баумана, в МИРЭА, в Московской консерватории, в МПГУ и МГПУ на различных факультетах (в том числе и музыкальном) и др.
Создание школы невозможно без создания коллектива единомышленников, высокопрофессиональных творческих мастеров своего дела, любящих детей и совершенствующихся вместе с ними. Школа живет и развивается, пока в ней живет творчество, пока учитель в ней интересен ребенку. Большинство педагогов нашей школы занимаются творческой, научной, исследовательской работой. В настоящее время мы стали площадкой второго уровня двух сетевых инновационных проектов: «Модернизация художественно-эстетического образования в условиях экспериментальной деятельности» и «Развитие школьных образовательных систем». В экспериментальном режиме решаются актуальные проблемы содержания образования, создания оптимального плана профильной школы, разработки системной модели, которая позволяет четко представить и осмыслить сущность и сложившиеся на данный момент взаимосвязи социальной, организационной и образовательной подсистем школы.
Вернемся к конкурсу. На конкурсе были представлены очень разные школы как для одаренных детей (лицеи, гимназии), так и для детей-инвалидов (мне очень понравилась школа «Ковчег»). Я сидела и думала: «Как хорошо, что существуют разные школы для разных категорий детей, и как важно, чтобы ребенок и родители имели возможность найти «свою» школу».
На конкурсе мы работали в группе «Воспитательные модели Школы будущего». Во второй день, в финале, из 8 школ в нашей группе остались только две – наша и школа №825, которую возглавляет Владимир Абрамович Караковский. Весь день мы работали с большим увлечением: обсуждали, спорили, делились опытом. Мы сумели представить на суд жюри и коллег первоочередные шаги в построении воспитательной модели Школы будущего. В конце дня объявили итоги конкурса – мы стали дипломантами I степени.
Модели очень многих школ были связаны с внедрением информационных технологий. Несмотря на то что в нашей школе мы уделяем большое внимание этому направлению (третий год подряд наши учащиеся занимают первые места в городском конкурсе ученических компьютерных проектов и в городском конкурсе мультимедиапроектов по мировой художественной культуре, изучают логомиры с 5-го класса, а в старшей школе – языки программирования), я поняла, что нам предстоит еще очень большой и увлекательный путь в освоении современных технологий.
Директора школ говорили и о проблемах, о том, что в современном прагматичном мире растет агрессия, нетерпимость, детская преступность, что, к сожалению, у некоторых детей появляется компьютерная зависимость и они прячутся в виртуальный мир. Все меньше места остается доброте, пониманию, наслаждению природой, красотой, эмоциональному восприятию жизни. Слушая множество выступлений, я вспоминала слова А.В.Луначарского, который писал, что можно долго перечислять способности и качества, которые развивает художественная деятельность, но «главное то, что почти нет никаких других способов воспитать человеческие эмоции, а следовательно, и человеческую душу». Я еще раз убедилась в необходимости отстаивать и пропагандировать нашу модель школы как одну из моделей, «сохраняющую человека в человеке».
Наш опыт, которым мы делимся на семинарах, находит отклик у коллег из школ Москвы, России и ряда зарубежных стран. Вот одна из записей школьной книги отзывов: «Я в потрясении! Это минуты истинного счастья! Спасибо! Дорогие педагоги, милые ребята! Спасибо вам за то, что, глядя на вас, начинаешь верить, что Россия не погибнет: такие, как вы, не предадут и обязательно возродят ее, ведь у вас есть душа. Человек с душой – редкость современности, но вы – начало будущего нашей страны».
В школе будущего нам хочется не только сохранить огромное наследие российской и мировой культур, но и развивать лучшие традиции прошлого, учитывая особенности нового поколения и возможности технического прогресса.
Дети и взрослые несколько лет не только разрабатывали концепцию модели нашей школы «Жар-птица», но и обсуждали сам проект и его наполнение. Продумывали все до мелочей: какими должны быть лаборатории, техническое оснащение, репетиционные залы, оформление и даже двери кабинетов. Если бы представилась возможность, мы бы с удовольствием поработали вместе с архитекторами, художниками, инженерами и дизайнерами над созданием проекта школьного здания как модели школы будущего – центра гармонии науки и искусства.
Символ нашей школы – Жар-птица – символ осуществления мечты в русских сказках. Существует поверье, что, поймав перышко чудесной Жар-птицы, можно найти свое счастье, свою дорогу в жизни, выбрать интересное дело. Поэтому необходимо, чтобы каждому ребенку была предоставлена возможность выбора различных траекторий развития и в области науки, и в области искусства непосредственно в общеобразовательной школе.
В этом году нашему школьному гимну исполнилось 10 лет. Мы верим, что наши мечты обязательно исполнятся.
Елена ЗОТОВА, директор школы №324
Комментарии