Можно ли дать урок истории за двадцать минут? Оставим этот вопрос открытым, потому что нам с каждым годом катастрофически не хватает времени на множество других, куда более важных дел. Удивительно не то, что лейтмотивом уроков некоторых конкурсантов этого года стала спешка, а то, что многие и в таких условиях за 20 минут сумели буквально «остановить мгновение», не только блеснув педагогическим мастерством, но и погрузив детей в непрерывный поток человеческого бытия, в то, что и называется нашей историей.
У любого народа есть свои люди и нелюди. Первый же урок Руслана ЖАБРАИЛОВА из Чеченской республики, посвященный кавказской войне, задал школьникам и жюри непростую задачу. С одной стороны, им требовалось объективно оценить и подвести итоги деятельности конкретных людей в рамках конкретного исторического периода, с другой – оценить мужество учителя, глубину его веры в конечное торжество правды. Ведь разговор о генерале Ермолове или об имаме Шамиле сегодня – это не только воскрешение исторической памяти, но и прикосновение к самым тяжелым страницам жизни множества наших современников. И московские школьники услышали учителя, согласились на равных говорить о том, о чем легче было бы промолчать.
Мадден ЦЕЛЛОЕВА из Ингушетии решила проблему межкультурного диалога другим путем. Она просто одела десятиклассников в национальные костюмы своего народа. Познание другого человека через погружение в его жизнь. Этот прием сегодня кажется настолько банальным, что использовать его напрямую уже мало кто решается. А зря. Видели бы вы сияющие и в то же время горделивые лица юных славянок в нарядных вайнахских головных уборах. А с каким восхищением глядели на них одноклассники в красных праздничных бешметах, подпоясанных огромными кинжалами. Кстати, в краеведческих музеях больших и малых городов средней полосы России полно не менее красивых русских костюмов. И как жаль, что большинство русских детей, их родителей да и учителей мало что знают о своих традициях.
– У нас в Назрани и праздник русского костюма в школе проводят! – поделилась позже Мадден Яхъяновна. – Надеваем сарафаны, разучиваем песни. А как еще понять душу братского народа? Лучше один раз увидеть… Можно целый год лекции о народах Коми читать, но вот увидит горец те же валенки и поймет, что за ними стоит целый мир, похожий и непохожий на его собственный.
Как могли, пытались представить особое лицо своего края и участники из других регионов. Валентина КОНОВАЛЕНКО из Биробиджана (Еврейская автономная область) за 20 минут успела не только открыть семиклассникам несколько страниц из истории русского освоения Дальнего Востока в XVII веке, но и заронить в них мысль о непреходящем значении Сибири в прошлом и настоящем России. А Наталья СТАРЧЕУС из Благовещенска (Амурская область) превратила урок в настоящий спиритический салон. И хотя духи многих российских и американских политиков не так уж спешили вселяться в московских школьников, к исходу урока класс все-таки сумел выяснить, кто и как продавал Аляску.
Неуловимый, но всегда узнаваемый дух Петербурга присутствовал и на уроке Игоря КАРАЧЕВЦЕВА. Его не надо было вызывать специально. Сам учитель, казалось, насквозь пропитанный высокой болезнью русского просветительства, принес в класс свойственные тем временам академическую неспешность и ненавязчивый энциклопедизм. «Образы человека в революционную эпоху» пробуждались в сознании ребят не благодаря тем или иным датам и событиям, а в рамках литературно-философской интерпретации. Впрочем, и в этих рамках классическому русскому интеллигенту было тесновато.
Жанна СУХОДИЛЬСКАЯ из Кашина (Тверская область) попыталась подобным же образом на глазах у школьников воссоздать всю обширность культурных связей античного мира и современности. Честно говоря, эта тема уж никак не укладывалась в 20 минут, ведь чтобы только задуматься над ней, человеку понадобилась в свое время целая эпоха Возрождения. Между прочим, Павел ЖДАНОВ из Астрахани на своем уроке пытался решить с детьми именно эту проблему: взаимоотношения эпохи и человека. Ему же принадлежит честь очередного «переоткрытия» базового закона современной гуманитарной мысли. Для анализа самых простых явлений и событий люди (даже дети!) должны сегодня сначала договориться о терминах. Причем термином, требующим специального развернутого объяснения, в современной учебной беседе является буквально любое слово от «революции» и «конституции» до «правды» и «добра». Всем своим уроком Жданов не только проиллюстрировал этот закон, но и показал, что практически единственным доступным на сегодняшний день для детского сознания определением понятия является цепочка житейских примеров.
…Или художественных образов. Валерий САЛИКОВ из Тамбова выбрал именно этот путь. Неизбежность сползания мировой цивилизации в трясину первой мировой войны до сих пор является загадкой для европейского сознания. На эту тему написаны тонны книг. Саликов же за двадцать минут сумел уложить в головы детей пусть и несколько упрощенную, но весьма изящную схему медленного нарастания международной напряженности в начале ХХ века. А помогли ему в этом музыка Рихарда Вагнера и тщательно подобранные цитаты из классиков.
Александр БЕЛЯНКИН из Владимирской области, в тот день вышедший к доске последним, готов был дать целых три урока. Судьбы реформ и реформаторов в предреволюционной России настолько переплетены, что какую бы тему ни выбрали школьники, они неизбежно должны были прийти к выводу: реформы накануне революции бесперспективны, но надеющиеся провести их люди, безусловно, заслуживают уважения. Как и те, кто сегодня пытается разобраться в их судьбе.
Подведем свои итоги и мы. Пять историков и обществоведов, вышедших в финал по итогам первого тура, – своеобразный рекорд 2003 года. Займет ли хоть кто-нибудь из них вот уже 13 лет дожидающееся историка место победителя, покажет время. Время, которого нам, как всегда, катастрофически не хватает.
Комментарии