Не так давно утихли жаркие споры, разгоревшиеся вокруг введения в школах факультативного курса «Основы православной культуры». Решили «православие» убрать (или заменить «религиоведением»), «культуру» оставить, а школам дать право на самоопределение. Таким образом, сегодня проблемы нравственного воспитания школьников решаются во многом за счет культурного просвещения учащихся. Немаловажную роль в этом играют посещения музеев, картинных галерей, памятников истории, которые выступают в данном случае непосредственными хранителями нашей национальной культуры. Обязательная экскурсионная работа проводится практически во всех общеобразовательных школах Москвы. Раз или два в четверть каждый класс везут на плановую экскурсию в какой-нибудь музей или на выставку. Задача учителя при проведении такого внеклассного мероприятия – собрать с детей деньги и возвратить их в школу в том же составе, в котором они отправились на экскурсию. При таком подходе к делу для музейного экскурсовода работа со школьниками превращается в тяжелый труд.
Дети приезжают неподготовленные, порой разгоряченные поездкой, проводить экскурсию в такой атмосфере, когда учитель, как погонщик, периодически покрикивает на отставших от толпы ребятишек, мягко говоря, непросто. Зачастую экскурсовод выполняет свои обязанности чисто номинально, стараясь поскорее отделаться от «тяжелой группы». Не секрет, что такие визиты в музеи вряд ли кому-то запомнятся на всю жизнь, оставят глубокий след в душе. Увы, формальные экскурсии не только воспитательной, но и познавательной миссии не несут; хорошо, если хотя бы не вызывают у детей обратной реакции – устойчивого нежелания в дальнейшем посещать храмы культуры. Есть у музейщиков и еще один секрет. Музеи – епархия Министерства культуры, и от системы образования она никак не зависит. Но так ли это на самом деле? Не исключено, что при той ситуации, которая сложилась во многих музеях сегодня, довольно скоро подрастет поколение людей, которым будет наше культурное наследие не нужно, и эти молодые люди будут смотреть на музеи лишь как на ценный объект недвижимости в центре Москвы. Искусствовед Лина Николаевна Глушкова, заведующая научно-просветительским отделом Музея декоративно-прикладного искусства, поняла это еще 15 лет назад и попробовала ситуацию изменить…
«Детский центр», которого нет на карте
Когда звонили в Государственный музей декоративно-прикладного искусства и спрашивали Детский центр, поначалу далеко не все сотрудники музея понимали, о чем идет речь. Формально, на бумаге, никакого отдельного центра нет, а есть просветительский отдел, который возглавляет Лина Николаевна. А поскольку просветительская работа по значимости не идет ни в какое сравнение с научной, на возникновение Детского центра при музее до некоторых пор никто не обращал особого внимания. И лишь когда туда стали приезжать ежедневные экскурсии, а в музее появилось достаточно много юных посетителей, стало ясно, что именно особые программы для детей, разработанные в Детском центре, способны подарить музею вторую жизнь.
Музей декоративно-прикладного искусства хотя и расположен в пределах Садового кольца, да и по статусу относится к федеральным, но по значимости и популярности явно уступает Третьяковке или Музею изобразительных искусств им. Пушкина. Возникший в конце XIX века, Музей декоративно-прикладного искусства к концу ХХ исчерпал себя как коллекция уникальных предметов: нужно было что-то менять в работе, чтобы привлечь посетителей. Однажды получилось так, что музею была передана коллекция, отобранная на таможне, художественная ценность которой была невысока. Эту коллекцию по просьбе Лины Николаевны решили отдать просветительскому отделу, чтобы, приходя туда, ребятишки могли не только посмотреть, но и подержать в руках какие-то настоящие вещи, созданные старыми мастерами. Так совпало, что в то время в просветительский отдел пришли работать после института молодые сотрудницы, благодаря энтузиазму и творчеству которых начали создаваться интересные программы для детей.
Программы включали экскурсию по музею, но, кроме того, с детьми проводились игры, а в конце занятия ребята обязательно что-то мастерили своими руками и возвращались домой уже с поделкой. Молодые сотрудницы, к удивлению своего руководителя Лины Николаевны, воспитанной на шедеврах классики, были увлечены традиционным искусством, любили фольклорную музыку, знали народный календарь. Именно эту свою увлеченность народной культурой они и вложили в свои разработки детских программ. То есть все программы выдержаны тематически: зимой они посвящены рождественским праздникам, этой весной появилась новая программа «Закликание весны». Игры, поделки также тематически вписаны в общий сценарий. Такие интерактивные занятия были действительно интересны детям, надолго запоминались, и многие юные посетители приходили в музей еще не раз. Однако секрет популярности этих занятий не только в замечательных методических построениях, но и в увлеченности своим делом сотрудников центра, которые, как призналась Лина Николаевна, работают за копеечную музейную зарплату. К сожалению, по нынешним временам такой энтузиазм встретишь нечасто, и тем более приятно чувствовать неравнодушное отношение к своему делу: все небольшие помещения детского центра с удивительным изяществом и фантазией оформлены работами юных мастеров, многие из которых выполнены, как говорят музейщики, «с теплотой». А «теплые» работы получаются не случайно, так бывает, когда в работу вложена частичка сердца мастера.
Город мастеров
И все же самое замечательное, что мне удалось увидеть в Музее декоративно-прикладного искусства, – это выставка детских работ, которая проходила в лучшем выставочном зале музея в рамках 9-го ежегодного детского фестиваля ремесел «Мастера». Каких здесь работ, каких техник только не было представлено! И трогательные поделки из бисера, выполненные ребятишками из детского сада, и картонный Изумрудный город, и работы с эмалью, и резьба по дереву, и изделия из оленьего меха, и берестяные шкатулки и корзинки. Да и география работ охватывает почти всю европейскую часть России от Ростова до Нижнего и северного острова Котлас. С одной стороны, не верилось, что все это сделано детьми, но в то же время чувствовалось по яркости, наивности, чистоте, что такие работы могли быть выполнены только детскими руками. Можно спорить о том, насколько уместны детские работы в «серьезном» музее. Но, пройдя после выставки по залам постоянной экспозиции музея, я нигде не ощутила той живой атмосферы, которая царила в выставочном зале. Праздник детского творчества продолжался и во дворе музея. Прямо здесь приехавшие мастера давали уроки ремесла всем желающим ребятишкам. Можно было попробовать вылепить что-то из глины или поучиться плетению из бересты. Здесь были и художники, и мастера площадных театров, и цирковые артисты, которые были рады гостям праздника.
Организация всероссийских фестивалей ремесел – это еще одна область работы научно-просветительского отдела Музея декоративно-прикладного искусства. Благодаря таким фестивалям очень многие детские творческие объединения со всей страны получили возможность показать свои достижения, а москвичи и гости фестиваля увидеть действительно современное ремесленное творчество во всем его богатстве и разнообразии. Были на фестивале и традиционные участники, такие как мастера из Москвы, Нижнего Новгорода, Новокузнецка. А были и те, кто приехал на фестиваль впервые и сразу же обратил на себя внимание. Прекрасные работы представила детская школа народных декоративно-прикладных и казачьих ремесел Кубани, которую возглавляет член Союза художников России Скворцов Михаил Иванович. Сама школа расположена в пос. Мезмай, который насчитывает 750 жителей. В поселке – 105 детей, из них 75 учатся в школе искусств. Жители поселка передают из поколения в поколение старинные ремесленные традиции во многом потому, что люди здесь сохранили естественный образ жизни. Кубанская земля традиционно известна лишь своим хоровым пением. В школе искусств мастера собирают многоцветные ремесленные традиции почти 170 народностей, проживающих на Кубани: ткачество, художественная обработка дерева и др. «Мы впервые показали, – рассказывает директор школы, – что ремесленная традиция на Кубани есть. И с другой стороны, мы увидели богатство многонациональной российской культуры. С нами приехали в Москву и дети, ведь это праздник торжества детского общения, он важен и необходим не только для регионов, но и для России в целом».
Жаль одного, что зрителей из числа московских школьников на этом празднике было не так уж много. То ли не знали, то ли поразъехались за город в теплый воскресный день… Наверное, не случайно Лина Николаевна как организатор и выставки, и фестиваля сетует на безразличие учителей к тому, что предлагают или могут предложить музеи для школьников. Сегодня многие музеи ищут возможности, чтобы быть интересными своим посетителям: организовывают новые программы, используют новые методы работы. Но, к сожалению, они не имеют непосредственного выхода на школы (снова проблема разных ведомств). Однако ничто не мешает учителю, который действительно заинтересован в воспитании детей, сделать шаг навстречу и самому обратиться в музей, и обратить внимание детей на то, сколько интересного и полезного происходит вокруг. И тогда совместными усилиями, глядишь, и изменится что-то. И поколение next будет посещать с удовольствием не только дискоклубы и компьютерные салоны. А значит, великая культура нашей страны в ближайшем будущем не превратится в ненужный хлам из запасных фондов ставших никому не нужными музеев.
Комментарии