В нашей школе есть Декада ЗОЖ, приуроченная к Всемирному дню здоровья. На подготовительном этапе мы проводим заседание оргкомитета по проведению Декады ЗОЖ и составляем план, затем обсуждаем его на малом педсовете, директор утверждает представленный план и издает приказ о проведении Декады ЗОЖ с указанием сроков и назначением ответственных. Оргкомитет анонсирует декаду на сайте школы, вручает пригласительные билеты родителям, изготавливает афиши, рекламные постеры. За неделю до проведения декады мы проводим рабочее совещание классных руководителей с учителями физической культуры, старшими вожатыми, педагогами-психологами, а также инструктаж по технике безопасности с учащимися и охране труда с педагогами. Следующий – деятельностный – этап предусматривает проведение Декады ЗОЖ по утвержденному плану. Ежегодно этот план меняется с учетом мнения всех участников образовательного процесса.
Примерный план проведения Декады ЗОЖДень первый – линейка и старт Декады ЗОЖ. Линейка проводится в театрализованной форме, с раздачей заданий в пакетах или конвертах.День второй – викторины по ЗОЖ. Викторины проводим на динамических часах, в 1-4-х классах – после 2-го и 3-го уроков, в 5-11-х классах – после 5-го урока. Все игры такого плана в нашей школе проводит президентский совет детской школьной республики. Обязательное условие игры – участие родителей в каждой команде класса. Ход игры отражается на экранах, вывешенных в вестибюле 1-го этажа.В нашей школе отработана методика КТД (коллективных творческих дел), многие мероприятия проводятся по такой общей схеме: военно-спортивная игра «Зарница», Декада ЗОЖ, фестиваль здоровья, месячник «Планета чистоты».День третий – веселые физминутки и динамические часы. В спортивном зале школы на динамическом часе мы проводим конкурс на лучшую физминутку, которую можно провести на уроке, и лучшую командную игру для динамического часа. Все требования к каждому конкурсу изложены в задании, которое получил каждый класс в первый день декады.День четвертый – Марафон здоровья.Марафон представляет собой командную игру, в которой гармонично интегрируются двигательная активность и умственная деятельность. На всех этажах здания (а у нас их 5) организованы «станции», на которые каждый класс попадает, следуя маршрутом, указанным в пакете. Пакеты командиры классов получают в ходе жеребьевки перед марафоном. Всего за игру надо пройти 8 станций. Каждая станция имеет свое название и задания, соответствующие названию, например, «Спортивная», «Олимпийская», «На зарядку становись!», «Витаминная». На всех станциях оценивает ответы детей и родителей наш президентский школьный совет. Победителем марафона в каждой параллели считается класс, набравший большее количество очков за меньшее время, поэтому дети быстро передвигаются по маршруту, но маршрут проложен так, чтобы классы нее пересекались. Родители радуются не меньше детей.День пятый – презентации проектов по ЗОЖ. Этот презентационный форум очень полюбился и детям, и родителям, и педагогам. Каждый класс представляет от одного до пяти проектов по ЗОЖ. Лучшие проекты отбирают для международного конкурса, которые мы проводим дважды в год: в апреле – в нашей школе, в октябре – в Бресте. В международном конкурсе проектов по ЗОЖ принимают участие школьники России, Украины, Беларуси. По итогам конкурсов за 5 лет напечатано более 100 детских проектных работ по ЗОЖ: «Спорт и здоровье», «Мода и здоровье», «Смех и здоровье», «Баня и здоровье», «Никотин и здоровье», «Музыка и здоровье».День шестой – танцевальный. По субботам в нашей школе учатся дети восьми гимназических и профильных классов. В связи с их повышенной нагрузкой в этот день Декады ЗОЖ мы танцуем все перемены под музыку, подобранную психологами школы.День седьмой – спортивные эстафеты между командами классов. Эти соревнования очень хорошо заряжают энергией и учащихся, и педагогов после выходных. Каждая команда имеет свою форму, эмблему, девиз, речевку. А уж как активны наши болельщики! В общем, настоящий праздник спорта.День восьмой – игры народов мира. В этот день все 6-11-е классы разучивают на переменах игры разных народов с подшефными 1-5-ми классами. Этот прием помогает выработать у учащихся навык безопасного поведения на переменах, способствует созданию разновозрастных групп по интересам, создает безбарьерную среду для общения детей, расширяет область познания культуры и обычаев других народностей и стран.День девятый – составление коллажей по темам «ЗОЖ» и «Позитив».Эту работу проводят школьные психологи в течение всего учебного года, поэтому у учащихся сформирован навык работы в группе. Коллажи выполняют в актовом зале школы, где сразу соревнуются все классы в одной параллели. У каждой параллели определено свое время для подготовки материала в классе и для выполнения работы в актовом зале. Все коллажи вывешивают в вестибюле первого этажа для всеобщего голосования: учащихся, педагогов, родителей. Для этого на посту охраны выставляем специальный ящичек с прорезью для листков. Результаты всех конкурсов заносим в единый экран соревнования классов.День десятый – спортивные соревнования по различным видам спорта среди команд учащихся, педагогов и родителей. Мы проводим соревнования по волейболу, армрестлингу, челночному бегу, шахматам, а также комбинированную эстафету. Эти соревнования вызывают бурю восторга у всех участников и болельщиков, независимо от возраста. И результаты часто неожиданны, что еще больше подогревает интерес к этой форме соревнований.День одиннадцатый – Всеобщий день отказа от курения, подведение итогов, награждение. На итоговой линейке мы проводим награждение классов по номинациям «Самый спортивный класс», «Самый сплоченный класс», «Самый интеллектуальный класс в области ЗОЖ», а также победителей в различных соревнованиях, обязательно награждаем родителей и педагогов.В план декады можно вносить коррективы, связанные, например, с участием большого количества детей в окружных и городских акциях, заболеваемости судей из жюри, техническими или санитарно-эпидемиологическими нарушениями. В этих случаях оргкомитет декады быстро вносит необходимую корректировку в план и оповещает всех участников.После окончания Декады ЗОЖ мы проводим глубокий анализ мероприятия, который основан на данных мониторинга, проведенного аналитическим центром школы. К методам мониторинга относятся наблюдения, анкетирование учащихся, родителей и педагогов, отзывы на сайте школы, количественные показатели разных групп участников и их активности.Каковы непосредственные и отсроченные основные результаты декады? Это охват мероприятиями всех обучающихся школы независимо от медицинских групп здоровья; уменьшение частоты и продолжительности простудных заболеваний среди школьников в три раза; уменьшение обострений хронических заболеваний в два раза; отказ от курения.Наталья ВЫСТУПЕЦ, директор школы №384;Елена КУРАШКИНА, учитель математики
Комментарии