search
main
0

Пойдем… бесконфликтным путем

Опережающая похвала помогает профилактике скандалов

Трудно представить общество бесконфликтным. Разногласия между людьми случаются как в бытовом, так и в профессиональном плане, и не всегда собеседники при этом расстаются друзьями. К сожалению, школа не является исключением. Конфликты стали все чаще происходить между учителями и родителями. В чем причина и как справиться со сложной ситуацией, разбирали на вебинаре «Восполнение дефицитов коммуникативных и конфликтологических компетенций классных руководителей», организованном Информационно-методическим центром Невского района Санкт-Петербурга.

 

На взгляд педагога-психолога Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП) Невского района Дины Березиной, основными причинами конфликта являются наши собственные негативные установки на общение, связанные либо с предыдущим опытом, либо с предвзятым мнением относительно того, с кем предстоит общаться, либо с завышенными ожиданиями от общения друг с другом. Например, родители могут требовать от педагога особого, индивидуального подхода к ребенку, не учитывая групповую форму обучения. Также учителя могут требовать от мам и пап правильного исполнения родительских обязанностей, не учитывая каких-то особенностей семьи.

Как заметила психолог, самые сильные споры сейчас возникают на тему, кто воспитывает ребенка – семья или школа. Хотя ответ на этот вопрос дан давно: воспитывает ребенка любой взрослый, который является уважаемым для формирующейся личности и находится с ней рядом постоянно. Также свою роль в воспитании играют классный коллектив и сам ребенок.

Конфликты могут провоцировать наша собственная несдержанность, необдуманные слова и поступки. Поэтому так важно учиться владеть собой и нивелировать последствия стрессов, которые часто испытываем.

Психологи отмечают, что в постоянном напряжении сегодня находятся родители. Прежде всего потому что по-прежнему усугубляется кризис семьи. Многие дети воспитываются в неполных семьях или в семьях с отчимом или мачехой. Из-за сложной экономической обстановки многие родители вынуждены больше работать и меньше внимания уделять детям. Кроме того, в разных источниках сейчас много противоречивой психологической информации о воспитании школьников, в моду вошел термин «токсичные родители», и те, кто в себе не уверен, боятся сделать ошибку в воспитании, что в результате приводит к уменьшению их авторитета и влияния в семье. Мамам и папам также приходится конкурировать с Интернетом и СМИ за нравственные установки, поскольку ценности, транслируемые на просторах Сети, часто прямо противоположны тем, которые хотят донести до ребенка родители и школа.

В то же время несладко и педагогам. Они перегружены документооборотом, их образы в Интернете зачастую окрашены в негативный цвет. Среди учеников сегодня много ребят, которые нуждаются в психологической помощи, что требует от учителя соответствующей подготовки, но при этом среди педагогов фиксируется дефицит дефектологических и психологических знаний. В результате, по данным исследования петербургских психологов, 60% учителей жалуются на профессиональное выгорание.

Увы, но практически всегда вред от конфликта отражается на детях, поэтому взрослым нужно стараться минимизировать противостояние. Во-первых, необходимо относиться к каждому собеседнику непредвзято, то есть, собираясь общаться, важно настроить себя на то, что ничего не знаете об этом человеке. Педагогу вообще нужно обладать таким качеством, как коммуникативная толерантность. Тот, кому это удается, понимает и принимает коммуникативные качества других людей, которые могут быть отличными от его. Например, человек осознает, что у собеседника может быть иной культурный, образовательный, социальный уровень. Следует понимать, что дети могут допускать неловкости и ошибки в общении в силу того, что у них нет должного опыта, и не ждать от ребят безупречного поведения.

Разговор учителя с родителем может быть сложным. Как же его начать? Дина Березина советует проанализировать проблему или задачу, которую нужно решить, определить итог или компромисс, к которому нужно прийти. Затем важно выделить ключевую фразу, с которой легко начать. При этом следует оставаться спокойным и терпеливым и контактировать с родителем по возможности мягко. Если пришел человек, от которого не знаешь, чего ожидать, оптимальное решение – выслушать его, не перебивая. Показать, что признаете чувства, которые испытывает собеседник, продемонстрировать понимание заботы о ребенке, узнать точку зрения родителя. Затем нужно четко сформулировать предмет обсуждения, то есть из-за чего возник конфликт, и установить, по каким позициям с родителем соглашаетесь, а по каким – расходитесь. Также важно попросить собеседника представить свои предложения и разработать собственное компромиссное решение.

В целом, как утверждают психологи, профилактике конфликтов помогает такой прием, как опережающая похвала. Всегда можно найти, за что поощрить как ребенка, так и взрослого. Позитивная оценка, улыбка, доброе слово иногда действуют гораздо эффективнее, нежели различные тренинги и упражнения.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте