Побывав на уроке хорового пения в оренбургской гимназии №1, я пожалела, что в детстве не встретила такого талантливого педагога, как Шолпан Лаековна Акимбаева, учитель музыки, победительница конкурса «Педагогический дебют». Еще я пожалела, что живу далеко и не смогу учить в первой гимназии своих будущих внуков (дети уже выросли). Думаю, что любому ребенку понравились бы такие уроки. Необычные задания, разнообразные упражнения на дыхание, на укрепление связок. Не занятие, а игра, веселая, неутомительная, но чрезвычайно полезная.
Сначала «толстым» голосом, потом «тонким»: У-у-у! На машине едем к маме.У-у-у! На машине едем сами! У-у-у! Ты, моя машина, не урчи. У-у-у! Ты, моя машина, не фырчи. А потом вот это, сначала с интонацией «вверх», затем «вниз»:Это песенка про смех! Ха-ха-ха-ха-ха!Мы поем ее для всех! Ха-ха-ха-ха-ха!Так смеются медвежата! Ха-ха-ха!И ежата, и слонята! Ха-ха-ха!После голосовой разминки на том же занятии я услышала хоровое пение нескольких четвероклашек. Ангельски чистые голоса, ни малейшей фальши. Сказка – слышать такое исполнение в массовой школе. Оказалось, уроки хорового пения с предварительной дыхательной гимнастикой проводятся в гимназии №1 за счет платных образовательных услуг. В отличие от обязательных уроков музыки их посещают не все, а только желающие. Но поющих детей в гимназии довольно много. А танцующих – еще больше. Как выяснилось, все это результат многолетней комплексной работы, которую последовательно реализует педагогический коллектив гимназии во главе с ее руководителем Владимиром Федоровичем Гончаровым. В течение многих десятилетий, если не веков, нас приучали к тому, что школа – это прежде всего парты и учебники, что основную часть времени ребенок должен проводить сидя, с ручкой или карандашом в руках. Со временем большинство из нас привыкло к тому, что сколиоз и гиподинамия – неизбежные побочные эффекты учебного процесса. Сутулая спина, вялая походка и ослабленные мышцы подростков уже не воспринимаются нами как тревожный сигнал, для школы это почти норма… Директор оренбургской гимназии №1, в прошлом учитель физкультуры (хотя почему в прошлом, он и сегодня ведет уроки) с таким положением мириться не захотел. Поэтому физическая активность – а ее спектр, как показывает опыт гимназии, может быть чрезвычайно широким – занимает в процессе обучения гимназистов если не главное, то одно из самых почетных мест. Все родители, подавая документы своих детей в первую гимназию, знают: здесь засидеться детям не дадут, двигаться придется очень много. Причем начиная с первого класса и заканчивая выпускным. Некоторых родителей количество двигательной активности на единицу учебного времени даже пугает, но опасения развеиваются в самом начале. Когда мамы и папы видят результат, который, как говорится, налицо: красивую походку, прямую осанку, подтянутую фигуру, а самое главное – когда замечают, что ребенок стал менее восприимчив к вирусным и простудным заболеваниям, то не только перестают сомневаться в целесообразности многих нововведений директора, но и активно начинают их поддерживать. Думаю, что без поддержки, в том числе и материальной, многие начинания просто не могли бы быть реализованы. Взаимопонимание между администрацией учебного заведения и родителями очень важно, и в гимназии №1 оно достигнуто. Поэтому успехи гимназистов в учебе, спорте и творчестве впечатляют и заставляют о многом задуматься. В том числе о смысле и цели образования. Воспитание гармонично развитого, счастливого человека – цель, провозглашенная Яном Амосом Коменским три с половиной века назад, со временем то ли забылась нами, то ли как-то на глазах скукожилась и померкла. Согласитесь, что среди российских выпускников гармонично развитых и тем более счастливых… не очень много. Хорошо, что где-то есть еще школы, в которых о гармонии помнят. Гимназия №1 – одно из таких благословенных мест. Не потому ли гимназисты первой даже внешне заметно отличаются от своих сверстников? У них иная стать, красивая поступь, какая-то забытая грация, вызывающая в памяти образы воспитанниц института благородных девиц и воспитанников школы гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. А впрочем, стоит ли удивляться: хореография является здесь обязательным предметом с 1-го по 6-й класс. Ей отводится два часа в неделю (замечу, не вместо, а наряду с тремя обязательными уроками физкультуры). Каждый класс делится на две группы, и после классической разминки у станка одна группа занимается бальными танцами, вторая – характерными, народными. На втором уроке группы меняются местами. Бальные танцы преподают Надежда Николаевна и Юрий Анатольевич Вершинины – лучшие в сфере танца специалисты в Оренбурге, народное направление ведет заслуженная артистка России Светлана Леонидовна Щукина, прекрасный знаток мировой хореографии. Окончив 6-й класс с обязательными уроками, многие ребята продолжают заниматься факультативно, потому что танцы дают выход энергии и положительный настрой. На всех праздниках и фестивалях художественной самодеятельности выступления гимназистов взрывают зал аплодисментами. Конечно, далеко не все и не сразу видят положительный эффект обучения танцам. Поначалу хореография кажется некоторым родителям лишней нагрузкой, отнимающей у ребенка драгоценное время. Кроме обязательных двух часов каждый учащийся начальной школы во внеурочное время должен посещать бальную студию и ансамбль народных танцев, которые работают при гимназии. Это является обязательным условием обучения и записано в уставе гимназии. Что касается выпускников оренбургской гимназии №1, то уже замечено: они легче двигаются не только по сцене, но и по жизни. Для них открыты двери лучших оренбургских и столичных высших учебных заведений. Показателен и еще один момент: до тех пор пока правительство области не утвердило квоты на участие в предметных олимпиадах, 97 процентов призовых мест забирали учащиеся первой гимназии. На счету гимназистов не одна победа во всероссийских и даже в международных олимпиадах по астрономии, информатике и биологии. Учитель биологии Валентина Ивановна Горина, почетный работник образования, подготовила двух победителей международных олимпиад: Глеба Савельева (2000 год), Настю Иванову (2006 год) и трехкратного победителя Всероссийской олимпиады по биологии Машу Борисову. На сайте гимназии можно видеть длинный список достижений учащихся, которые ярче всяких слов свидетельствуют о том, что руководство гимназии выбрало верный путь. По словам Владимира Федоровича Гончарова, классическое образование было основным приоритетом с самого начала, когда в 1975 году под крышей только что построенного здания объединились педагогические и ученические коллективы двух лучших оренбургских школ. С 1990 года гимназия стала первой в регионе экспериментальной площадкой по развитию личности, познавательных и культурных потребностей и способностей: памяти, внимания, мышления. – Когда мы начали этим заниматься, – рассказывает Владимир Федорович, – поняли, что без крепкого здоровья ни памяти, ни внимания, ни достижений не будет. Именно здоровье – основа успешного развития ребенка. Поэтому одним из основных направлений нашей деятельности стало здоровьесбережение. Постепенно в гимназии был создан целый комплекс, позволяющий сохранять и укреплять здоровье учащихся, как физическое, так и психоэмоциональное. Уже в начальной школе все педагоги проводят в течение уроков как обязательные физкультминутки, так и специальные упражнения, направленные на поддержание позитивного эмоционального настроя, зрительную и дыхательную гимнастику. Упражнения используются на разных этапах учебного дня, часто обновляются и даются в увлекательной, игровой форме – учителя владеют методиками досконально. Большое внимание уделяется здоровому питанию. Охват горячим питанием стопроцентный. Если говорить о физкультуре, то в гимназии и к ней относятся серьезно и неформально. Проводятся не только привычные, предписанные типовой программой, но и нестандартные уроки. Их задача – приобщить молодежь к регулярным занятиям физической культурой. Девочки старших классов занимаются под музыку аэробикой и фитнесом с элементами йоги и стрейча, учащимся начальной и средней школы нравятся уроки с нестандартным оборудованием, помогающим развивать гибкость, координацию, укреплять свод стопы, мышцы спины и брюшного пресса.Особой гордостью Владимира Федоровича Гончарова является специализированный волейбольный класс – единственный в Оренбургской области. Три с небольшим года назад здесь была создана база для команды мастеров. Из выпускников начальной школы, ориентируясь на рост родителей, набрали особый 5-й класс, с которым работают два тренера по волейболу (отдельно с девочками и мальчиками). Сейчас волейболисты учатся уже в 8-м классе, побеждают в своих возрастных группах – конкурентов у них практически нет. Для осуществления спортивно-оздоровительного направления гимназии потребовались особые условия, и постепенно их удалось создать. Теперь здесь есть теплые раздевалки с душевыми, оборудованный пришкольный стадион и несколько залов: большой танцевальный и два физкультурных. Немногие школы могут похвастаться большим универсальным залом, предназначенным как для тренировок, так и для соревнований (с оборудованными трибунами для болельщиков). Гимназия №1 располагает таким многофункциональным залом. В нем можно организовать работу с мячом одновременно для 24 и 32 учащихся. Здесь могут одновременно использоваться 2 площадки для игры в баскетбол или четыре волейбольные площадки. При таком размещении резко увеличивается результативность и эффективность урока. По итогам углубленного медицинского осмотра количество гимназистов, имеющих спецгруппу, с каждым годом сокращается. И этот результат коллектив гимназии, сумевший доказать всему Оренбуржью, что здоровье и успешность неотделимы, считает самым важным.
Комментарии