Творческое начало присуще каждому ребенку, а реализовать его помогает система дополнительного образования. Ее кружки, секции и объединения открыты в том числе для детей с ОВЗ. У педагогов многих творческих коллективов уже есть опыт работы с особыми ребятами, поэтому они с радостью делились своими наработками в рамках городской научно-практической конференции «Практика работы, инновационные методики и технологии в дополнительном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья», организованной Дворцом учащейся молодежи Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по образованию.
Например, интересный проект «Палитра возможностей» реализуется в Зеленогорском доме детского творчества Курортного района. Как рассказала методист ЗДДТ Марина Иванова, педагоги дополнительного образования несколько лет работают с ребятами с ОВЗ из районных школ. Не так давно в Курортном районе в поселке Ушково был открыт дом-интернат №3 для детей с отклонениями в умственном развитии.
Сразу родилась идея сотрудничества между ЗДДТ и социальным учреждением. По словам Марины Ивановой, первой задачей стал поиск педагогов, которые бы включились в проект. Таких было немного, и прежде, чем начинать работу по образовательной программе, учителя провели серию мастер-классов, затем прошли подготовку в рамках курсов повышения квалификации и теперь обучают детдомовских ребятишек по адаптированным образовательным программам. Так, дети занимаются в студии изо, в хореографической студии, в академии рукоделия. Каждое занятие они ждут с огромным нетерпением.
Как пояснила Марина Иванова, к работе с особенными детьми педагог, конечно, должен быть готов. Есть прекрасные профессионалы, мастера своего дела, но в силу разных причин они не могут взаимодействовать с такой категорией детей. Нужно понимать, что особый ребенок – это человек настроения, почти на каждом занятии приходится импровизировать, чтобы увлечь воспитанника.
Также своим опытом поделились педагоги из детского оперного театра Дворца учащейся молодежи. В этом году в детский коллектив впервые пришел ребенок с расстройством аутистического спектра, и педагогам пришлось разрабатывать адаптированную образовательную программу, с тем чтобы была возможность заниматься с мальчиком как в группе, так и индивидуально. За три с небольшим месяца занятий у ребенка уже отмечаются серьезные успехи, появился опыт пребывания на сцене, есть даже сольные выступления. Как считают специалисты ДОТ ДУМ, в подгонке образовательной программы под ребенка с ОВЗ нет сложности, главное, чтобы у педагога было желание это сделать.
В Петербурге, по данным Комитета по образованию, в системе дополнительного образования сегодня реализуется более тысячи адаптированных образовательных программ. Более тысячи ребят с ОВЗ уже включены в реестр особо одаренных детей, и с ними занимаются наставники-профессионалы. Кроме того, ежегодно проводится фестиваль «Вера. Надежда. Любовь», на который приезжают дети из всего СЗФО, и каждый коллектив или исполнитель имеет возможность продемонстрировать свое мастерство. Как пояснили в профильном ведомстве, сегодня в городе созданы все условия, для того чтобы любой ребенок нашел занятие по душе.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии