Философия и практика свободы
В номере 23 “УГ” мы начали публиковать уникальные материалы – стенограммы из “Маяка”, легендарно знаменитого лагеря Олега Газмана под Москвой. Первая “ласточка” вызвала явный интерес, благодарные отклики. Для новых читателей напомним: перед нами живая, схваченная в момент рождения мысль Олега Семеновича и его коллег – Клары Лекмановой, Ольги Бурцевой, Натальи Харитоновой… Мысль, помогающая понять педагогику Газмана и его самого, и
оценить, возможно, место этой дерзкой инновационной практики в сегодняшнем образовании.
Итак, лето 1979 года. Педагоги “Маяка” задумали небывалое: вначале предоставить детям полную свободу для отдыха и развлечений как на “даче”, чтобы спустя неделю со свежими силами вместе окунуться в настоящую – яркую, бодрую, динамичную- маяковскую жизнь.
Дачный договор
Общий сбор 9 июня 1979 года. В клубе “Маяка”.
Сбор начался с представления отрядов (название, девиз, эмблема, песня).
О.С. В этом году у нас будет два лагеря. Один – “Ма”: это отряды 5-й, 4а, 4б, 3-й. И другой – “Як”: отряды СТО, 1-й, 2-й. Но это не значит, что ребята в “Яке” сами, как яки с рогами, а значит, что они хотят и имеют свое собственное “Я”. Эти два лагеря будут жить в полной дружбе и взаимопонимании. Все старшие будут любить и опекать младших, а младшие – уважать старших. Договорились? (Зал – “Да!”) Давайте же посмотрим сейчас, какой лагерь у нас сильнее. Те, кто относится к лагерю “Ма”, будут громко хором называть себя “Ма”, а те, кто относится к “Яку”, – назовут себя. (Обе части зала громко по команде скандируют: “МА”-“ЯК”, “МА”-“ЯК”.) А теперь на время простимся с малышами. Они соберутся здесь еще раз завтра.
(Младшие отряды встают и уходят, а старшие отряды провожают их. Старшие отряды пересаживаются ближе к сцене и садятся по кругу).
О.С. Здесь остались самые взрослые ребята. Но я решаю для себя вопрос: отряд “Данко” (2-й отряд) оставить здесь или перевести в лагерь “Ма”?
Алеша Кудишин (дежурный командир 2-го отряда). Мы хотим остаться в “Яке”!
О.С. Это, конечно, трудно – быть на уровне старших отрядов; но если они решили, я думаю, они будут стараться…
Теперь давайте поговорим о главном: что мы хотим от этого лета? Хватит нам, вожатым, что-то вам навязывать. Все решаете сами. Скажете: сегодня – танцы, завтра – рыбалка, послезавтра – футбол – ради Бога! В школе закончился трудный для вас год. Вы все перешли в следующий класс? (Реплики с улыбками – “Все!!!”) Значит, вы хорошо потрудились и заслужили отдых, какой сами хотите. Согласны? (Возгласы – “Да!”) Вот это сегодня мы с вами и обсудим. Но прежде – разговор о наших лагерных законах. Все вы их хорошо знаете, а тем, кто впервые в лагере, думаю, обьясните. Я же только напомню: первый наш закон – Закон Человека. Он гласит, что никто не имеет права ни словом, ни действием оскорбить или унизить другого. У нас нет обидных прозвищ. Мы уважительно обращаемся и со своими товарищами, и со взрослыми. Особый разговор – об отношении к младшим. Мы не проходим мимо, если видим, что кто-то из малышей обижает своего товарища, дерется. Если же кто-то из старших отобрал что-либо у малыша (мяч, конфеты) или ударил – тут уж разговор особый…
Другой закон – это Закон Границы. Он прежде всего призывает всегда чувствовать границы дозволенного и недозволенного. Например, один выступает на сборе – высказался по делу, все его с удовольствием послушали. А другой вышел – и говорит, говорит, говорит. Все уже его давно поняли, а он никак остановиться не может и всем надоел…
Другой пример: подошел воспитатель к какому-нибудь мальчишке, обнял его за плечо: “Пойдем, Сережа, поговорим!” А тот его тоже хлоп по спине: “Пойдем, Витя!” (в зале смех). Ясно, что человек этот не знает границы.
Есть и другая сторона у этого закона – реальная граница лагеря не огорожена со стороны леса. Закон границы в этом смысле непреложен. Помните, как два года назад здесь перед общим сбором стоял за нарушение границы лагеря Миша Биндишев? Если кому-нибудь захотелось цветы в лесу пособирать, жучков половить – пожалуйста, но только с разрешения взрослых или вместе со взрослыми.
Закон Зеленого друга – наш третий закон. Вокруг нас лес. Не ломать его, а, по возможности, принести ему пользу, знать, что в лесу растет и кто в нем живет, как называются тот или иной цветок, дерево, птица – тоже очень важно.
И последний общелагерный закон – Закон ОО. Этот закон требует от нас большого чувства ответственности. Дал слово – сдержи, сделай, что обещал. Этот закон гласит: точность – прочность коллектива. Начинать назначенное дело вовремя, не заставлять себя ждать, отдавать себе отчет в том, что порученное тебе дело – часть общей работы и от тебя зависит успех общего дела. Ну и, конечно, это – точное выполнение лагерного режима. Точно по горну быть на линейке, в столовой, а после отбоя – в палате. После обеда, днем, у нас – полтора часа молчания. Это время для того, чтобы тихо полежать, подумать. Можно читать, писать письма. Но не мешая другим.
За соблюдение этих законов каждый несет ответ перед общим сбором. Но, кроме главных законов, есть у нас и другие, с которыми вы познакомитесь подробнее на огоньках. Это Закон поднятой руки, Закон песни, Закон костра, Закон сладкого мешка и другие.
Я смотрю на вас сегодня, и мне не нравится, что вы несколько стесняетесь друг друга. А хочется, чтобы вам было спокойно, хорошо вместе. Есть такой закон: если люди хотят петь вместе – значит им вместе хорошо. Вот посмотрите на вожатых, какие они веселые, как поют вместе. Сейчас я их вызову на сцену и попрошу спеть любую песню, которую назову. Они заранее не готовились и, я уверен, даже слов толком не знают, но они любят петь вместе, и это сразу видно.
(О.С. вызывает вожатых и воспитателей на сцену, они выходят и поют песню, которую называет О.С. Ребята аплодируют).
О.С. Теперь разговор о том, чего же вы хотите. Давайте свои предложения прямо с мест!
Ребята с разных концов зала называют: двухдневный поход, танцы, кино, купание, рыбалку, чемпионат мира по футболу, просмотр телевизора, “чтобы на открытие и на закрытие было мороженое”, зарницу, карнавал, олимпийские игры, праздник “Все наоборот”, вечер Пушкина, день мушкетера и т.д.
О.С. Есть предложение: записать все это на большой лист бумаги, чтобы можно было вместе продумать и отобрать интересное для плана на смену. Какой отряд берет это на себя? (Возгласы из зала – “1-й!”) Ну вот, первому отряду мы это и поручим. А потом, после обсуждения предложений в отрядах, совет дружины составит план на смену и познакомит с ним всех.
Сейчас хочу представить вам ребят, которые выросли в “Маяке”. Это Люся Кабанова и Данила Николаенко (ребята выходят на сцену). Сегодня они организуют для вас танцы… (бурные вопли радости…).
(Включается музыка. Люся и Данила начинают танцевать на сцене. Но многие поднимаются с мест и выходят из зала. “Мы только галстуки снимем и придем”. И действительно, сняв галстуки, возвращаются и с удовольствием включаются в танцы).
Продолжение следует.
Общий сбор старшей половины лагеря – дружины “Як”.
Фото Александра КОЗИНА
Комментарии