search
main
0

Поиск новых подходов. Векторы развития столичного колледжа

​Чуть более двух лет назад в Москве были созданы и успешно функционируют учебно-производственные объединения среднего профессионального образования. Цель создания УПО – повышение эффективности деятельности ПОО по обеспечению потребностей экономики города в квалифицированных кадрах и усиления вклада системы профессионального образования в развитие экономики столицы. Одна из задач деятельности УПО СПО – совместная деятельность по разработке единых подходов к организации образовательной деятельности с участием научных предприятий и представителей работодателей по направлениям подготовки выпускников. В рамках совместной деятельности ПОО в УПО СПО появилась возможность решения общих проблем, в том числе определение подходов к выбору направления развития колледжей, укрепления связи с работодателями.

Перед профессиональными образовательными организациями встает вопрос: как выбрать правильное направление образовательной деятельности, удовлетворяющее образовательные потребности москвичей и региональный рынок труда, и в то же время сохранить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг?В УПО СПО «Организация обслуживания в общественном питании» в ходе проведения круглого стола по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования были намечены основные направления развития восьми колледжей, входящих в состав УПО:- дуальное образование как приоритетное направление государственной политики в области профессионального образования;- диверсификация основных профессиональных образовательных программ ФГОС СПО с учетом потребностей работодателей;- реализация образовательного проекта «Профессиональное обучение без границ»;- сертификация профессиональных квалификаций выпускников ПОО;- организация деятельности площадок для стажировок на базе профильных предприятий для повышения квалификации преподавателей и подготовки студентов к конкурсным мероприятиям;- профориентационная деятельность ПОО как единый вектор развития профессионального самоопределения обучающихся школьников.Работа первого круглого стола объединила педагогических и административных работников ПОО поиском решения задач по теме «Дуальное образование как фактор экономического роста региона и инструмент решения социальных проблем».В первой части работы круглого стола участники очертили теоретические основы организации деятельности колледжей по развитию дуального образования. В своем выступлении модератор круглого стола Ольга Шведова, методист Образовательного комплекса сферы услуг, отметила, что подросток, строя свои планы на профессиональное будущее, понимает и принимает решение о начале обучения по выбранной профессии, требующей, как правило, специальной подготовки на профильном предприятии. Это значит, что и он, и его родители подразумевают тесную связь ПОО с профильными предприятиями. В настоящее время учебные планы реализации основных профессиональных образовательных программ ФГОС СПО предусматривают практическую подготовку на профильных предприятиях, и эта задача решается ПОО в полном объеме.Вместе с тем меняется жизнь, меняются требования к обучению самих потребителей образовательных услуг. Все чаще звучат предложения по сокращению сроков обучения по профессиям/специальностям и все настойчивее обучающиеся говорят о более тесной связи образовательной организации с реальным производством. Информационная доступность сети Интернет позволяет ориентироваться обучающимся и их родителям в достижениях науки и реального отечественного и зарубежного производства в своей будущей профессиональной деятельности.Появляется желание освоить новейшие профессиональные компетенции, такие как «молекулярная кулинария», работа на инновационном оборудовании. Это значит, что только тесная связь колледжей с инновационными предприятиями позволит реализовать такие планы и осуществить мечты студентов. Организация такого учебного процесса повышает мотивацию обучения, удовлетворяет потребности обучающегося в получении знаний, повышает престиж, а значит, конкурентоспособность колледжа.Участники круглого стола решали именно эту задачу – как организовать учебный процесс с учетом возросших потребностей москвичей и в чем отличие дуального обучения от действующей организации образовательного процесса. ПОО реализуют ФГОС СПО, и практическая подготовка документами предусмотрена, но для того, чтобы удовлетворить образовательные потребности студентов, ее недостаточно. Выход – поиск новых подходов для оптимизации организации учебного процесса и повышения качества предоставляемых образовательных услуг.В рамках дуального образования обучение распределено между двумя его носителями: колледжем и предприятием. При этом должно быть понимание, что они находятся в различном подчинении. Объединить их на основе примирения и взаимовыгодного сотрудничества может только общая цель – подготовка высококвалифицированных специалистов для реального производства регионального рынка труда. В рамках дуального обучения образовательные программы должны предусматривать примерно 50 процентов теоретического обучения в колледже и 50 процентов практики (профессиональное обучение) на предприятии в реальных условиях и с использованием самого современного оборудования. Такой подход решит проблему адаптации выпускника при работе на предприятии, и он сразу может начать выполнять свою работу, требующую достаточно высокой квалификации. Все участники мероприятия согласились, что сегодня просто необходима оптимизация вариативной части ОПОП ФГОС СПО, за счет которой возможна реализация планов по дуальному обучению студентов СПО.Анастасия Волченкова, методист пищевого колледжа №33, обратила внимание коллег на систему профессионального образования в Германии, которая считается одной из лучших в мировой практике. Используя свои теоретические знания и практический опыт изучения подходов к подготовке кадров в ФРГ, она отметила особенности организации образовательного процесса в профессиональных школах. Иллюстративные примеры партнерства профессиональных школ Германии и предприятий при действующей дуальной системе подготовки востребованных кадров для экономики страны подтверждают результативность работы наших зарубежных коллег – все выпускники получают соответствующую квалификацию и все они трудоустраиваются с заработной платой, соответствующей ожиданиям.Опыт применения элементов дуального обучения в ОКСУ представила руководитель структурного подразделения по учебной работе Виктория Неретина. На обсуждение были представлены практика опыта элементов дуального обучения, экономическая эффективность и привлекательность такого обучения для всех участников образовательного процесса. Целью применения такой формы обучения в Образовательном комплексе сферы услуг является формирование новой, более гибкой модели профессиональной подготовки. Сегодня ведется работа по корректировке учебных планов в сторону упора на практическую подготовку (до 40 процентов от теоретического обучения). Заключены договоры более чем с 60 предприятиями-партнерами, среди которых ООО «Компасс Групп Рус», ООО «Высотка», гостиница «Рэдиссон Ройал», ООО «Корстон Москва». На площадках работодателей с обучающимися отрабатываются этапы технологического процесса производства продукции, осуществляется подготовка к профессиональным конкурсам, проводятся стажерские пробы. Все участники круглого стола согласились с тем, что ни одна, даже самая инновационная профессиональная образовательная организация в одиночку не способна дать знания реальной работы, и только практика может стать ступенью на пути к успешной карьере выпускника.Руководитель методической службы ГАПОУ «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» Светлана Мальгина в своем выступлении подчеркнула важность организации дополнительного профессионального образования преподавателей колледжей с привлечением ведущих специалистов предприятий индустрии питания. В рамках УПО созданы и успешно функционируют 11 площадок для стажировки и повышения квалификации преподавателей ПОО и мастеров производственного обучения; из них на 9 площадках ведется подготовка студентов к участию в конкурсах профессионального мастерства, проводятся апробации использования современного технологического оборудования в практической работе.В целом организация такой работы представляет собой интегральную систему взаимодействия колледжа с работодателями: сетевая форма реализации образовательных программ, интеллектуально-профессиональное развитие студентов, развитие проектной деятельности студентов с привлечением работодателей. Результатом организации такой работы стало значительное увеличение доли обучающихся, имеющих высокий уровень мотивации на достижение своих целей в планируемой профессиональной карьере, а в целом – это площадки для решения оперативных вопросов по подготовке высококвалифицированных кадров, которыми могут воспользоваться все заинтересованные ПОО УПО «Организация обслуживания в общественном питании».Еще одним важным направлением деятельности ПОО является профориентационная работа с населением по предоставлению образовательных услуг. Интересные материалы по данному направлению работы были представлены педагогом-организатором колледжа сферы услуг №3 Екатериной Бочаровой, преподавателем колледжа сферы услуг №10 Надеждой Темнюк, методистом колледжа сферы услуг №32 Татьяной Лобойко, начальником отдела УПР пищевого колледжа №33 Антоном Очаковским. Они обозначили проблемы низкого уровня информированности населения о направлениях подготовки обучающихся в московских колледжах, падения престижа профессии рабочего, отсутствия видения профессиональной карьеры выпускников колледжей. Опыт работы колледжей по организации проведения профориентационной работы на сегодняшний день показывает, что необходимо искать новые подходы к данной работе на основе совместного сотрудничества колледжей УПО с активным привлечением работодателей.В связи с вышеизложенным специалисты подготовили руководству УПО следующие предложения:1. Организовать работу в рамках Учебно-производственного объединения по определению подходов к практико-ориентированному обучению «Дуальное образование» на основе взаимодействия ПОО и профильных предприятий.2. Продолжить работу с привлечением ведущих специалистов профильных предприятий по разработке дополнительных профессиональных образовательных программ для удовлетворения образовательных потребностей всех категорий населения Москвы.3. Разработать инновационные формы профориентационной деятельности ПОО по привлечению абитуриентов в профессиональные образовательные организации для реализации программ ФГОС СПО по востребованным профессиям/специальностям.Нина ГАМАЮНОВА, кандидат педагогических наук, начальник методического отдела ОКСУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте