search
main
0

Поиск и развитие способностей детей – дело трудное, но реальное. Сергей МЕНДЕЛЕВИЧ, директор центра образования №57

Работа по формированию способностей – чрезвычайно сложная и неоднозначная проблема, над которой работает целый ВНИК «Формирование базовых способностей, универсальных умений и ключевых компетенций». Им бы и карты в руки, но пятьдесят седьмая школа с 1968 года занимается поиском, привлечением, воспитанием и обучением детей, ориентированных на интеллектуальную деятельность. Именно это обстоятельство позволяет мне достаточно обоснованно говорить сегодня об имеющихся как текущих, так и отдаленных результатах.

Всегда ли мы умеем обнаружить и развить способности человека? Герой Марка Твена капитан Стромфилд, попав в рай, с изумлением узнает, что величайшим полководцем за всю историю Земли был не Атилла, не Александр Македонский, не Наполеон, а каменщик Эбони Дждонс из Бостона. Просто ему не представилось случая поуправлять войсками.

Дело в том, что мы не знаем, как формировать способности. Нам кажется, что способности, одаренность необходимо искать. Давно уже стало трюизмом утверждение, что каждый ребенок к чему-нибудь способен. Но столь же бесспорен и другой тезис психологов – невостребованные способности угасают. Следовательно, наша главная образовательная задача состоит в том, чтобы как можно раньше конкретные способности конкретного ребенка найти и востребовать, а дальше уже с него не слезать до тех пор, пока реализация способностей не станет потребностью.

В схеме все предельно просто, более того, на уровне средних не выходящих за пределы нормы способностей, это вполне осуществимо и успешно реализуется в десятках московских школ. В частности, мы начинаем эту работу в группах кратковременного пребывания дошкольников «Приготовишка», где дети пяти-шестилетнего возраста знакомятся со школой, а школа – с ними. После «Приготовишки» мы уже примерно представляем, каковы сильные стороны каждого ребенка, и стараемся дать ему почувствовать прелесть успеха, удачи.

Дальше наступает этап групповой проектной деятельности, и оказывается, что формировать группу по дружественным связям крайне неудобно, ибо нужна команда, в которой один придумывает идею проекта, другой – рисует, третий – обосновывает научные составляющие, четвертый – заносит все в компьютер, пятый – описывает результат, шестой – делает доклад, защищает проект в целом и так далее. Словом, есть место любым способностям и умениям. Каждый может оказаться востребован при следующем формировании групп, а значит, повысить самооценку, осознать ценность своим способностям.

Есть одна проблема, которую ни одна отдельно взятая школа решить не может. Дети растут, и к 7-8-му классу (конечно, если учителя этим интересовались) более или менее обозначается область способностей каждого ребенка. Но как развивать некоторых учеников, становится непонятно. Школа не университет, где одних только околобиологических факультетов три, не говоря уже об отделениях и кафедрах. Никакая школа не может в должной мере востребовать любую способность, у каждой есть довольно ограниченный круг направлений, специализаций, того, что она хорошо умеет делать в основном и в дополнительном образовании. Конечно, программа профилизации может стать некоторым паллиативом, но где они, профили, для чужих, приходящих?! В рамках же нашего проекта представлено такое множество направлений развития способностей, что грех было бы этим не воспользоваться. Чем лучше мы знаем друг друга, тем легче посоветовать своему ребенку, для которого у меня нет достойного специалиста, куда ему было бы хорошо перейти, разумеется, при наличии там свободных мест. Это трудное решение, но другого выхода все равно нет, и только сетевые проекты имеют огромный потенциал развития.

Особенно важным это утверждение становится применительно к тем старшим (8-11-е классы) школьникам, чьи способности заметно выходят за пределы нормы. Именно с такими детьми, способными или, может быть, даже одаренными, границу установить очень трудно. Но в точных или гуманитарных науках мы работаем почти 40 лет, в последние 25 лет стараемся максимально отслеживать результативность этой работы.

Какого результата мы ждем и как его добиваемся? Предъявлю два результата: в этом году на 750 учащихся мы имеем 155 побед в городских олимпиадах и конкурсах по девяти дисциплинам, а отдаленный результат планируем для двух специализированных классов, и этот результат, по нашему представлению, будет высоким.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте