Томская область – регион, развитие которого определяют знания и инновации. Именно поэтому 12 лет назад был создан Региональный центр развития образования. О том, чем он занимается, рассказывает его директор Надежда ЛЫЖИНА.
– Региональный центр развития образования, занимаясь разработкой, научно-методическим и организационно-управленческим сопровождением инновационных программ и проектов, создает условия для того, чтобы школьники Томской области получали качественное образование.Принципиальное отличие нашей структуры – мы проектная организация. Российская система образования давно находится в состоянии реформирования, но в последнее десятилетие государство запускает масштабные системные преобразования: ПНП «Образование», КПМО, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Год учителя, модернизация региональных систем образования, федеральные целевые программы. Наш центр – региональный оператор этих проектов на территории Томской области.Проектный задел позволил нам сформировать новые проекты и программы, которые стали основанием для присвоения РЦРО статуса Федеральной инновационной площадки Министерства образования РФ, открытия Межрегионального ресурсного центра федеральной сети участников государственно-общественного управления в системе образования, стажерской площадкой проекта Общественной палаты России по теме «Разработка модели повышения квалификации педагогов в области гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий».Наши приоритеты сегодня: разработка и реализация стратегических проектов на основе сетевого взаимодействия, создание, поддержка и распространение инновационных разработок и образовательных учреждений, проектных групп и педагогов, формирование молодежного кадрового ресурса.Центр стал новатором в разработке ряда направлений развития образования, которые через 1-2 года становились приоритетами региональной образовательной политики. Умение предвидеть и прогнозировать – это проверенное временем качество менеджмента нашей команды.- Надежда Петровна, до вас этим никто не занимался?- Занимались разобщенные группы в отдельных образовательных учреждениях, структурах. Мы же, работая в проектном режиме, имеем возможность организовать образовательные учреждения, педагогические и управленческие команды, проектные группы, создавать инновационную инфраструктуру, нормативно закреплять эту деятельность. Мы создаем региональные сети базовых площадок под конкретные направления. Над каждым проектом работает команда, в которую входят наши специалисты, педагоги-практики, управленцы, представители науки, общественности, бизнеса, студенты и школьники.Реализация проектов на принципах сетевого взаимодействия дает возможности и центру, и учреждениям объединять и экономить ресурсы. Среди основных проектных направлений: формирование инновационной инфраструктуры для внедрения ФГОС, обучение детей-мигрантов русскому языку, экологическое, гражданское и этнокультурное образование, государственно-общественное управление, сопровождение молодых специалистов, формирование молодежного кадрового ресурса старшеклассников и студентов, экономическое образование и открытие школьных предприятий, возрождение педагогического наставничества, развитие дошкольного образования. Мы работаем с 340 центрами сетевого взаимодействия, созданными на базе образовательных учреждений: сеть ресурсно-внедренческих центров инноваций, гражданского, экологического, этнокультурного образования, школьных предприятий.- Вы выявляете таланты и пропагандируете их опыт?- Сети формируются на основе отбора программ или проектов учреждений под конкретные направления. Мы сопровождаем, консультируем, помогаем разрабатывать программы, методики, технологии. К примеру, региональная сеть ресурсно-внедренческих центров инноваций состоит из учреждений – победителей конкурсов в рамках ПНП «Образование», успешно проявивших себя в КПМО. Вокруг этих центров в муниципалитетах образуются новые сети.- А данным опытом могут воспользоваться школы, не входящие в сети?- Конечно. Один из результатов реализации сетевых проектов – создание банков данных, которые формируются не только с целью учета способных и перспективных педагогов и учащихся, но и для максимально эффективного использования и распространения их интеллектуального потенциала, технологий, методик, разработок, которые находятся в открытом доступе у нас на сайте.- Проектов много, какие, на ваш взгляд, особенно важны?- Один из масштабных – проект «Развитие социального проектирования в образовательных учреждениях Томской области». Его основные задачи – формирование проектной культуры педагогов, а также гражданских, социальных компетенций школьников, их готовности к активному и деятельному участию в общественной жизни. Каких проектов теперь только нет: снос аварийных зданий на селе и запуск автобусных маршрутов, строительство детских площадок и посадка кедровников. Это реальные проекты на 100 процентов. Дети и взрослые научились работать в одной команде. Ребята умеют контактировать, разговаривать с представителями общественности и власти, депутатами, отстаивать свою позицию, вычленять проблему, искать пути решения. Теперь социальным проектированием охвачена вся область – от детских садов до учреждений профессионального образования. Не случайно ведь во Всероссийской акции «Я – гражданин России!» ежегодно проектные команды из Томской области становятся победителями.- Повышением квалификации учителей вы тоже занимаетесь?- Мы разрабатываем и реализуем новые формы повышения квалификации. Каждый имеет право выбрать тот модуль, который ему интересен, выстраивая собственную индивидуальную образовательную программу по модульно-накопительной системе. Причем слушатель может пройти обучение в удобное для него время. Мы предлагаем выездные курсы и семинары.Способ повышения квалификации в центре имеет еще одну задачу – вовлечь педагогов в проектную деятельность. Не прослушивать лекцию в аудитории, а увидеть и попробовать на практике самому. Образовательные события становятся местом представления лучших инновационных образовательных практик: региональный фестиваль педагогических идей и инновационных разработок, конкурс учебно-методических комплектов и учебных средств, конкурс «Мой лучший урок».- Какие у вас планы?- Планов много! Например, возрождение и развитие технического творчества, инженерного образования. Очень надеемся создать сеть межмуниципальных школьных технопарков. Мы в постоянном поиске и движении.ТомскЦифры149 образовательных учреждений Томской области являются базовыми инновационными площадками РЦРО. Центр координирует и сопровождает деятельность 33 ресурсно-внедренческих центров инноваций, 43 центров гражданского образования, 61 центр экологического образования, 25 центров этнокультурного образования, 21 школьное предприятие.Зульфия КАМАЛЕТДИНОВА, старший научный сотрудник отдела сопровождения проектов РЦРО:- В последнее время особую остроту приобретает проблема этнической нетерпимости. Даже в микросреде школы наблюдаются случаи межнационального экстремизма. Это особенно актуально для многонационального Томска. Так начал реализовываться межведомственный проект «Развитие этнокультурного образования в Томской области». Его основная цель – формирование единого этнокультурного образовательного и воспитательного пространства региона. Со временем добавилась другая проблема – наплыв в школу мигрантов, порой не знающих русского языка. Разработали областную целевую программу «Общегражданский мир и межэтническая толерантность в Томской области на 2012-2014 годы», в которой целый блок посвящен обучению русскому языку мигрантов. Организовали научно-практические семинары для педагогов, осуществляющих обучение мигрантов. Цикл семинаров направлен на овладение учителями-практиками современными методиками преподавания русского языка как иностранного. Для поддержки привлекли преподавателей кафедры русского языка как иностранного из политехнического и педагогического университетов. Для учителей разработали современные комплекты учебных пособий для разных возрастных и с разной подготовкой групп детей.Ирина Маркидонова, начальник отдела управления человеческими ресурсами:- Мы разработали и реализуем проект «Три горизонта» для молодых учителей, тех, кто хочет достигать высоких результатов в профессии, карьере и жизни. Привлекли лучших педагогов, наставников. Цель – обеспечение адаптации молодых учителей, поддержка в развитии их профессиональных навыков, знакомство с инновационным педагогическим сообществом, оценка потенциала и планирование дальнейшего профессионального развития, эффективное использование опыта лучших и потомственных учителей Томской области, развитие практики наставничества.На первом горизонте «Я и система образования Томской области» молодые педагоги должны построить карту образовательных ресурсов профессиональной адаптации и развития, сформировать цели индивидуальной образовательной программы. Мы организовали тренинги, где педагоги определяли, чего ждут от школы, детей, государства, а главное – от себя. На другом тренинге обсуждали позиции наставника, решали проблемы с помощью ролевых игр.На втором горизонте «Я и моя профессия», который продлится до августа 2014 года, молодые формируют и реализовывают индивидуальную образовательную программу с помощью мастер-классов лучших учителей, наставники осваивают коучинг как технологию наставничества.Третий горизонт, в 2015 году, мне кажется самым интересным – «Я и моя карьера». Молодые педагоги будут оценивать себя и реализацию своей индивидуальной образовательной программы, формировать портфолио. Наставники освоят тьюторство. А главное – молодежь встретится с поистине уникальными представителями педагогических династий: например, династия педагогов Ромашовых насчитывает 787 лет. Я надеюсь, они поймут, почему этой профессии люди верны веками, и увидят для себя столь же глобальные горизонты.
Комментарии