search
main
0

Поиск алиментщика

Создание новой схемы финансирования – самое сложное при разработке механизма субсидирования. Об этом интервью с заместителем руководителя Департамента экономики Минобразования Олегом ВИШНЕВСКИМ.

– Когда, по вашему мнению, будут подготовлены необходимые нормативные акты для введения государственных возвратных субсидий?
– В Концепции модернизации российского образования записано: в 2003-2004 годах. Мы все-таки хотим побыстрей все разработать, ориентировочно в марте, чтобы уже к лету 2004 года начать выдавать субсидии.
– Вузы заинтересованы в этой системе?
– Для вузов это дополнительный источник привлечения бюджетных денег, поскольку сегодняшнее финансирование не полностью обеспечивает их потребности. Но, с другой стороны, на них ляжет дополнительная нагрузка. Государство заплатило, студент по договору отучился, должен отработать субсидию в каком-то районе учителем, а он взял и “растворился” – не поехал куда назначено, и все. И ищи его. Это будет система, как с алиментщиками в свое время. Так что механизм возврата денег будет одним из основных вопросов, которые предстоит решить.
– Кому бывший студент окажется должен – вузу или казначейству?
– Деньги на обучение будут перечислены вузу, и если специалист отказывается их отработать, то вернуть их, вероятно, нужно будет в бюджет через казначейство.
– Возможна ли будет выплата в рассрочку или частичная отработка?
– Посмотрим. Введение субсидирования, вероятно, сначала будет экспериментальным, как и ГИФО. Система финансирования кардинально меняется, поэтому лучше сначала оценить результаты эксперимента. Тем более что мы их получим только по окончании вуза первыми субсидированными студентами.
– А может быть, даже и когда человек уже отработает положенный срок?
– Но и по окончании вуза мы будем знать, сколько врачей, учителей, работников сельского хозяйства уехали на нужные государству участки. Причем эксперимент, как мне кажется, нужно проводить не только в системе Министерства образования, потому что у нас все высшие учебные заведения здравоохранения – в системе Минздрава, сельскохозяйственные – в системе Минсельхозпрода. Хотя бы эти министерства должны участвовать в этой работе.
– Но поскольку Основные принципы государственного субсидирования и проект постановления разрабатываются здесь, в Министерстве образования, то, наверное, вы прежде всего заинтересованы в подготовке учителей для сельской местности?
– Конечно. Их это коснется в первую очередь. Как и специалистов для оборонных отраслей.
– Как вы думаете, сами выпускники школ будут заинтересованы в системе субсидирования?
– Посмотрим. Кто-то – да, у кого нет возможности поступить на бюджетное отделение, а на платное – нет денег. Но все же лучшие школьники и так поступят в институт, пройдут конкурс. Получится, что те, кто немного баллов недобрал, тоже будут учиться…
– И преподавателям института придется думать о том, как недостаток их знаний компенсировать за время учебы.
– Это уже зависит от того, какие вузы будут принимать студентов на субсидии.
– Еще одно. Если частный работодатель заказывает себе специалиста, то по окончании учебы он может как-то проверить его знания или контролировать их в процессе учебы, а в случае субсидирования кто будет это делать?
– До этого мы просто не дошли. Еще много вопросов предстоит решить.
– Но что-то уже согласовано? Есть ли что-либо бесспорное?
– Бесспорно то, что субсидии надо вводить.

Ирина Георгиева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте