Чем был интересен уже уходящий учебный год, что удалось сделать педагогам дошкольных образовательных учреждений Северо-Западного округа? Об этом размышляет Ирина КАЗАКОВА, руководитель структурного подразделения дошкольного образования Северо-Западного кружного методического центра.
В 2008 году, который был провозглашен Годом семьи, все детские сады столицы работали по программе «Московские семья – компетентные родители». Не секрет, что проблемы взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях вызывают у педагогов дошкольных образовательных учреждений множество вопросов. Выстраивая сотрудничество, воспитателям необходимо постоянно помнить о том, что у каждого родителя есть самая заветная мечта – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком. Хорошо, если ребенок растет в благополучной семье, ведь в этом случае она дает ему наглядный пример нормальной, счастливой, полноценной, успешной жизни, раскрывает все таланты и способности личности. А если нет? Детский сад для ребенка-дошкольника в настоящее время становится вторым домом, поэтому важно расширять инновационную деятельность дошкольных образовательных учреждений по разработке, апробации и внедрению новых педагогических и управленческих технологий взаимодействия с родителями воспитанников. Мы готовы делать все от нас зависящее, чтобы дети были окружены заботой, любовью и росли счастливыми.
В процессе консультаций, собеседований, анкетирования мы предложили педагогам назвать те формы и методы взаимодействия с родителями, которые они используют на практике. Выяснилось, что в основном педагоги применяют традиционные формы работы: родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и т. д. Мы пришли к выводу о том, что необходима адаптация традиционных форм работы с родителями к современным условиям.
Каждый детский сад представил свою программу взаимодействия педагогического коллектива с родителями. Дошкольными учреждениями в качестве основных задач по взаимодействию с семьями воспитанников были поставлены следующие:
изучение контингента семей;
изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
создание условий для развития и оздоровления ребенка.
Для решения этих задач требуется более активное приобщение родителей к участию в жизни детского сада. В результате поиска и апробации были выявлены наиболее эффективные формы сотрудничества.
Целью мастер-классов «Поиграй со мною, мама», «Играем вместе» стало знакомство родителей с разными видами детской игровой деятельности, а также обучение и консультирование по вопросам совместных игр детей и родителей. Наряду с мастер-классами в детских садах работали разнообразные творческие мастерские, например, «Маска для воздушной сказки» настолько увлекла детей и родителей детского сада №1044, что даже дома они продолжали рисовать различных героев «Смешариков». Пополнению знаний детей и их родителей способствовали познавательно-игровые викторины. Среди членов семей наших воспитанников популярными стали психолого-педагогические гостиные. В своих отзывах они отмечают: «Для родителей и в первую очередь для ребенка очень полезны такие встречи: о многом задумываешься, хочется изменить себя и свои взаимоотношения с детьми. Хотелось бы больше таких встреч, на которых можно обсудить разные волнующие нас вопросы».
Во многих дошкольных учреждениях родители – активные участники совместной театрально-игровой деятельности, которая способствует эмоциональному сближению детей и взрослых. «Семейный театр» вышел за рамки дошкольных учреждений: воспитанники детских садов вместе со своими родителями принимали участие в окружном этапе первого московского фестиваля семейных театров «Сказка приходит в твой дом», по результатам проведения которого три семьи получили специальные дипломы в номинации «Самая дружная семья».
Под девизом «Физкультура и спорт – в каждую семью» семья одного из воспитанников детского сада №1860 принимала участие в районных соревнованиях по семейному физкультурно-оздоровительному многоборью и заняла первое место.
О востребованности таких форм взаимодействия, как семейные вечера и тематические досуги («Семейное кафе», «Супер-папа», «Родители – детям о народных традициях», «Папа, мама и я – талантливая семья»), свидетельствуют отзывы родителей: «Очень увлекательно для детей и полезно для взрослых. Спасибо, что показали и научили. Хотим еще!»
Помимо традиционных занятий, конкурсов рисунков, совместных досугов детей с родителями в детских садах округа большой популярностью пользуются семейная проектная деятельность и детско-родительские проекты. Тематика проектов самая разнообразная – «История нашей семьи», «Любимое блюдо нашей семьи», «Наши любимые животные», «Витаминная радуга», «Мы – путешественники», «Мой выходной день», «Один день на даче», «Эмблема нашей семьи». Работая над проектами, родители с удовольствием делятся своими находками, а педагоги отмечают, что совместное изготовление семейных эмблем, родословных, альбомов помогают сблизить родных – детей и взрослых, вызвать у ребят чувство гордости за свою семью.
Актуальными, современными и вызывающими неподдельный интерес у родителей стали визуальные средства общения. Они помогают оказывать психолого-педагогическую помощь семьям с учетом современных требований. В дошкольных учреждениях педагоги выпускают газеты для родителей, радиогазеты, в работе которых в качестве дикторов участвуют дети. В детском саду «Яблонька» имеется собственный телевизионный канал, который позволяет родителям увидеть новости детского сада. В дошкольных образовательных учреждениях районов Строгино и Щукино активно используется метод интервьюирования детей. Полученные видеоматериалы демонстрируются на встречах с родителями.
В рамках проведения семейных маршрутов выходного дня воспитанники детских садов вместе с родителями и педагогами побывали в театрах и музеях Москвы. Для родителей, имеющих детей в возрасте от одного года до семи лет, которые не посещают дошкольное учреждение, организован консультативный пункт. Основная цель деятельности консультативного пункта – обеспечение единства преемственности семейного и общественного воспитания.
С планированием и реализацией разнообразных воспитательно-образовательных задач связана следующая достаточно сложная проблема – создание Программы развития дошкольного образовательного учреждения. Этот документ призван отражать системные, целостные изменения, происходящие в детском саду, работающем в инновационном режиме, модель желаемого инновационного процесса, систему управленческих действий, направленных на решение комплекса целей и задач обновления воспитательно-образовательного процесса, и, наконец, обеспечить его новое качественное состояние.
В этом учебном году мы использовали новую форму организации, контроля и оценки создания и реализации программ развития дошкольных образовательных учреждений нашего округа – защиту-презентацию. Публичная защита-презентация проводится для анализа выполнения программ развития дошкольных образовательных учреждений, поддержки и поощрения творчески работающих коллективов. Она также предполагает обмен опытом, более близкое знакомство руководителей дошкольных образовательных учреждений с достижениями и проблемами своих коллег, работающих в нашем округе.
В наши дни непросто даются достаток, уют и тепло в доме. Прочные семейные устои необходимо подкреплять огромными ежедневными усилиями, трудом, терпением и ответственностью. Год семьи прошел плодотворно, с пользой для педагогов и родителей, а главное – для детей. Совместными усилиями нам удалось укрепить атмосферу сотрудничества и творческого диалога между педагогическими коллективами и семьями воспитанников, появились новые идеи и планы, которые мы надеемся реализовать в последующие годы.
Комментарии