Не секрет, что вопрос ранней профориентации детей дошкольного возраста является актуальным в связи с новым социальным запросом.
Под ранней профориентацией детей дошкольного возраста я понимаю систему педагогической работы, подразумевающую создание предпосылок к профориентации, обеспечение преемственности с работой по дальнейшей профориентации ребенка в школе.
Осуществляя работу в детском саду в данном направлении, мы начинаем с установления целей и задач предстоящей работы, подбираем средства и методы их достижения, размышляем о возможности оценить результат. Возможности современных программ дошкольного образования обеспечивают нам, воспитателям, необходимую основу для организации системы профориентации воспитанников.
Мы начинаем свою работу с того, что вовлекаем детей в практико-ориентированную деятельность с целью формирования самоопределения: активно используем проекты, опытно-экспериментальную деятельность, трудовую, даже творческая деятельность нам в помощь. Большую ценность для нас представляет использование сюжетно-ролевых игр, театрализованных игр, в которые дети включаются как организованно, так и в процессе свободной игровой деятельности. Наряду с этим применяем активизирующие методики профессиональной ориентации, которые предполагают активную позицию ребенка и педагога. Всегда следуем за инициативой детей: «А давайте сегодня играть в магазин. Я буду…» или «Сегодня отправляемся в парикмахерскую. Чур я…».
Хотим отметить организацию системы обучения в виде профессиональных проб – это экскурсии внутри дошкольного корпуса. В ходе такой экскурсионной деятельности мы знакомим детей с профессиями повара, медсестры, старшего воспитателя, охранника, завхоза.
На практике в ходе взаимодействия с детьми убеждаемся в том, что использование раннего профессионального образования подразумевает пробу ребенком своих сил в разных видах деятельности в игровой форме, что, как принято считать, располагает его к труду и пробуждает интерес к миру профессий.
Очень интересно, познавательно, а главное – результативно проходит проект «Встреча с интересными людьми». В ходе проекта родители наших воспитанников рассказывают о профессиях, которыми они владеют, представляют детям атрибуты, необходимые им в профессиональной деятельности.
В процессе такой работы происходит формирование представлений дошкольников о труде и профессиях родителей. Это необходимая и целенаправленная работа, эффективность которой определяется многими факторами. Мы показываем ценность труда, его плодов, помогаем ориентироваться в мире профессий, определиться с приоритетами в выборе будущего пути.
Кроме того, мы уделяем внимание созданию предметно-пространственной среды в группе: театрализованный уголок, уголок ряжения, парикмахерская, супермаркет, уголок строителя. В дошкольном корпусе организованы творческие мастерские, мини-библиотеки, конкурсы чтецов.
Мы уверены, что построенная в соответствии с учетом возрастных особенностей воспитанников ранняя профориентация способствует формированию базовых представлений о мире профессий, создает предпосылки для правильного понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности, служит стимулом к развитию познавательных и творческих способностей детей.
Для облегчения решения задач работы по ранней профориентации и с целью создания системы ранней профориентации в детском саду мы готовим проект «Приобщение дошкольников к миру профессий через организацию станций по профориентации».
Мы разрабатываем вариативную часть основной образовательной программы дошкольного образования, в которую будут входить сценарии образовательных мероприятий с детьми дошкольного возраста, сценарии мероприятий с родителями дошкольников, экскурсионные маршруты, систематизированная художественная и научно-популярная литература, систематизированный иллюстративный материал, видеоэкскурсии с предприятий, диагностика усвоения программы, мониторинг удовлетворенности родителей. Длительность проекта 3 года.
Таким образом, пройдя весь путь реализации данного проекта, мы увидим правильность в выборе форм и средств достижения образовательной цели по ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Анна АНТОНОВА, воспитатель Школы Новокосино имени Героя Советского Союза адмирала А.П.Михайловского
Комментарии