Одним из средств формирования творческих способностей у младших школьников является познавательная игра. Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у детей, в своей работе я использую интеллектуально-развивающие игры. Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.
Предлагаю некоторые интеллектуально-развивающие игры, которые я провожу в группе продленного дня. Игры со словами и буквами помогают детям закрепить знания, полученные на уроках, сформировать положительное отношение к учебе:
- Гласные-близнецы. В словаре нужно найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова «барабан», «сахар», «завтрак», «около», «молоток», «вечер», «берег», «финики», «караван»…
- Зашифрованное слово. Эта игра помогает закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них новые. На доске записаны слова «автор», «товарищ», «мотор», «бильярд». Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное («ав-то-мо-биль»). Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, из второго – второй, а из третьего – третий. Например, «урожай», «почемучка», «садовник» («у-че-ник»).
- Третий лишний. Эту игру можно проводить с первого по четвертый класс. Даются три слова. Например, «птицы», «лисица», «огурец». Дети сравнивают слова по различным признакам, находят лишнее слово, которое им не соответствует. От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить более сложную игру на «выбывание» слов. Например, на доске записаны слова «стоит», «бежать», «видит», «решал», «рисовали», «пишет». Дети анализируют написанное и ищут то слово, с которого необходимо начать игру, например, «бежать» – единственный глагол, стоящий в неопределенной форме, и т. д. Занятия формируют умение нестандартно мыслить, закрепляют знания, полученные на уроках.
- Наборщик. В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Напоминает работу наборщика в типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше слов. Например, из набора букв слова «сверло» можно составить слова «село», «лов», «ров», «вор», «сев», «вес», «весло».
- Флот помог. Запишем четыре слова: «пена», «шар», «бор», «метр». А рядом еще одно – «флот». Из слова «флот» будем брать по одной букве и добавлять в конец какого-то из четырех слов. Должны получиться новые слова.
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности позволяет интересно и максимально полезно провести время после уроков.
Ольга ДОРОГИНИНА, воспитатель группы продленного дня лицея №329, Санкт-Петербург
Комментарии