События нашей педпрактики относятся к тому времени, когда ныне всемирно известный Арбат был иным – тихим, просто уютным. И там находилась школа, которую нам предстояло «покорить». Мне как-то хочется думать – то, что давало всем нам силы в педагогическом ремесле и творчестве, может пригодиться и молодым коллегам…
Методисты в МГПИ, руководители нашей практики, были настоящими хранителями сокровищ культуры века минувшего. Одна из них, как мы позже узнали, на свои деньги водила нас еженедельно в Третьяковку. Там всякий раз мы осваивали только один зал. Отлынивающих от этой «обязаловки» она мягко увещевала: «Скоро вам давать уроки в школе «Сочинение по картине»… Вы должны овладеть искусством прочтения художественного полотна!»Другая непременно добивалась, чтобы артисты Малого драматического театра консультировали нас, третьекурсников, в прочтении художественных текстов. Помню, как я попала на такую встречу, не ожидая, что буду одна с великой актрисой. Сперва даже охрипла от страха и дар речи потеряла. Но она, не увидев у меня в руках текста, узнав, что я готова читать наизусть, потеплела: «Прозу? Сама догадалась, что дети это оценят? Молодец…» И уже с восклицанием это повторила, когда я трижды доказала, что понимаю динамику нарастания грозы в отрывке из «Детства» Толстого.Пришлось помучиться и с чистописанием. Седовласый методист отказался ставить мне зачет. «С таким почерком учитель не имеет права даже мел взять в руки с намерением записать тему! Вот вам тетрадь в косую. Как всю заполните, приходите!» – негодовал он.Допуск к практике я получила. А восклицание по поводу написанного на доске услышала от самого автора учебника русского языка С.Е.Крючкова, вдруг оказавшегося на моем уроке литературы в школе на Арбате.«Пятерку можно ставить только за одну уникальность записи на доске… Буквы как на параде», – похвалил ученый. Он дал мне немало советов. А главное, захотел посетить у меня и урок русского языка о деепричастии. Там он услышал приведенное им же предложение: «Пятак упал, звеня и подпрыгивая». И увидел, как такое действо происходило. Брошенный мной на пол пятак действительно подпрыгивал и звенел! «И как вам это удалось?» – изумился он ничуть не меньше, чем мои ученики. Пришлось рассказать, как «тренировали» меня во дворе студенческого общежития уличные пацаны. Нам велено было хорошо изучить класс. Чтобы запомнить фамилии и особенно имена, мы чертили прямоугольники в своей тетради – «парты» с двумя сидящими. Я так напряженно тренировала память, что ученики уже во сне мне стали сниться. Помню, как они поражались, когда я, ведя урок, очень по-домашнему обращалась к ним по имени. Еще у меня было непростое задание: за две недели, имея стандартный вопросник, я должна подружиться с одной из учениц, побывать у нее дома и в результате наблюдений написать характеристику. Я не упускала случая поговорить с Аней, а она всячески поначалу избегала меня. Ей не нравились мои вопросы, она со страхом знакомила меня с родителями. Но, как ни странно, характеристика Ани чрезвычайно заинтересовала директора школы. Я слышала, как она, размахивая целой тетрадью моих «доводов» в пользу девочки, шумела в учительской: «Если бы вы так же, как эта студентка, вглядывались в каждого своего ученика!»Итогом практики стали конференции в школе и институте. Затрагивались самые разные проблемы: как сделать урок наполненным, как добиться, чтобы все его детали заработали, как часы? Я тогда поняла: если ты, учитель, не знаешь, что в каждую секунду будешь делать, тебе поставленной цели не достичь. Раиса МОСКВИТИНА, Гатчина, Ленинградская область
Комментарии