search
main
0

Похвала имеет значение

Мы разные, но мы вместе

Самым ценным для категории детей с ограниченными возможностями здоровья является получение современного образования в условиях общеобразовательных учреждений. В Федеральном законе от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 п. 27 закреплено понятие «инклюзивное образование», которое заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В школе №2090 обучаются дети с разными нозологиями, в том числе дети с расстройством аутистического спектра. Все усилия педагогического коллектива направлены на достижение образовательного результата ребенка в соответствии с нозологией.

В большом классе постоянно происходят какие-либо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.

Неоспоримо признается, что ребенок владеет произвольными формами поведения (сформированность учебного поведения на уроке, взаимодействие с разными участниками образовательного процесса), если умеет регулировать свои действия в соответствии с правилами, образцами и нормами, выработанными обществом. Важную роль в формировании произвольного поведения играет развитие произвольного внимания.

Слабость произвольного внимания – одна из основных причин трудностей обучения и поведения ребенка с ОВЗ.

При недостаточной сформированности внимания ребенок становится невнимателен к учебному материалу, появляются трудности в целостном восприятии информации и в осмыслении изученного. В результате у детей снижается успеваемость. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких как объем, концентрация, распределение, переключение и устойчивость.

Для развития произвольного внимания, повышения успеваемости учащихся были разработаны некоторые рекомендации для учителей и педагогов:

  1. Для снижение быстрой утомляемости и повышенного отвлечения внимания у детей требуется периодическая смена видов деятельности.

Как писал Константин Дмитриевич Ушинский: «Заставьте ребенка идти – он устанет очень скоро, прыгать – тоже, стоять – тоже, сидеть – также устанет; но он перемешивает все эти виды деятельности разных органов и резвится целый день, не уставая. То же самое касается и учебных занятий».

Разнообразить работу можно, не только сменив вид занятий. При изложении материала детям однообразным и монотонным способом продуктивность работы значительно снижается. Однако если этому же материалу придать живой и динамичный характер, включение детей в образовательный процесс будет намного продуктивнее. К примеру, вместо лекционного урока и зачитывания текста на слух можно использовать форму «вопрос – ответ», при которой ребенок непосредственно является участником учебного процесса. Такая форма работы быстрее активизирует работу мозга ребенка, активнее привлекает внимание по сравнению с чтением или объяснением рассказа.

  1. Понимание ребенком изучаемого материала имеет большое значение для развития внимания.

Если ученику неясен изучаемый материал, то, следовательно, внимание постепенно будет ослабевать. Однако при настойчивом частом повторении изученного концентрация внимания также ослабевает. Слишком легкий или, наоборот, чрезмерно трудный уровень работы плохо мобилизует внимание ученика. Поэтому необходимо давать детям посильные задачи, требующие некоторых усилий, но которые были бы доступны ребенку.

  1. При подкреплении материала практическими действиями на умственной деятельности легче сосредоточиться.

Важно учитывать, что внимание необходимо поддерживать рационально организованной деятельностью детей. Чтение рассказа, например, можно конспектировать в виде зарисовки обычных рисунков или коротких мультфильмов. Или же можно использовать такой метод, в котором ребенок должен самостоятельно объяснить материал тому, кто его не знает или не понимает. Короткий отдых в пару минут, физкультминутка или различные дыхательные упражнения благоприятно влияют на восстановление внимания у детей. Детям младшего школьного возраста с РАС важны различные наглядные материалы и пособия, простые по содержания, но отличительно яркие по оформлению. При подаче материала важны все виды наглядности: изобразительная, словесная и предметная. Важно учитывать тот факт, что длительное слуховое сосредоточение является гораздо большей трудностью для детей по сравнению со зрительным.

  1. Внешнее опосредование деятельности повышает уровень понимания изучаемого материала.

Для более продуктивного усвоения изу­чаемого материала дети нуждаются во внешних опорах. Такими опорами могут быть схемы, рисунки или прописанные этапы выполнения заданий. Но также важным моментом является проговаривание ребенком алгоритма своих действий.

  1. Самопроверка имеет важное значение для развития произвольного внимания детей.

Каждый учащийся должен знать характерные для него ошибки, а также научиться искать их в своей работе. Детям с РАС достаточно трудно распределить свое внимание на несколько дел одновременно, например следить за почерком, удерживать поставленную учителем задачу в голове и вспоминать правила, поэтому проверка осуществляется по 1-2 критериям.

  1. Для успешной работы на уроке необходимо создать благоприятные условия.

В большом классе достаточно много отвлекающих внешних факторов. Для успешной работы детей важно убрать все, что могло бы отвлекать внимание учащихся от происходящего на уроке, убрать все лишнее хотя бы на время адаптации ребенка.

  1. Четко составленные и короткие инструкции от педагогов являются началом успешного выполнения заданий.

Речевые инструкции к заданиям в первую очередь способствуют развитию внимания детей с РАС младшего школьного возраста. Педагогам следует проговаривать инструкции четко и пошагово, не произнося несколько инструкций одновременно. Детям важно сначала закончить одну работу, затем по инструкции учителя приступить к другой. Иначе могут возникнуть такие трудности, когда при слабой концентрации внимания ученик забудет или неверно воспримет различные части инструкций. Если взрослый заметил ситуацию, когда учащийся начал отвлекаться, необходимо привлечь занимающегося к продолжению выполнения заданий.

  1. Баланс в сочетании двух методов (словесного и наглядного) – важная составляющая часть развития произвольного внимания.
  2. Элементы игры важны и в учебном процессе.
  3. Похвала занимает значимое место в учебном процессе для любого учащегося.

Педагогу важно не забывать замечать любые успехи учеников, даже самые незначительные. Если в первое время учащемуся трудно выполнить даже несложное задание, то можно сместить вектор внимания с учебной деятельности и похвалить за поведение или усердную работу. По опыту многих педагогов, методика «зеленой ручки», когда в работе учеников выделяются верно выполненные элементы, значительно повышает уровень мотивации учащихся по сравнению с выделением ошибок в работе учащихся красной ручкой.

Многочисленные нарушения произвольной сферы влекут за собой серьезные поведенческие проблемы. Поведение детей с аутизмом крайне своеобразно. Им свойственны тревожность, стереотипность поведения, страхи, погруженность в себя. Педагогам (предметникам, специалистам) надо учитывать эти особенности при организации учебной деятельности:

– не изменять день, время, место проведения занятия;

– сохранять четкий алгоритм занятий (четкую последовательность этапов занятия и количество заданий на каждом этапе) с визуальными подсказками (использовать схематичные картинки или схемы-заменители на каждый этап). Это снижает черты нежелательного поведения ребенка и формирует устойчивое положительное поведение;

– использовать в работе спектр интересов ребенка с РАС (например, название станций линий метро разных городов), ритуалы (ставить одну и ту же мелодию каждый день после определенных действий, смотреть один и тот же мультфильм после выполненной работы). На первом этапе решать образовательные задачи внутри этих узких интересов, в дальнейшем расширять образовательное поле взаимодействия.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что вышеуказанные методические рекомендации крайне важны для полноценного развития произвольного внимания. Для каждого учащегося рекомендации могут быть изменены и скорректированы. Организация успешного образовательного процесса учащихся с ОВЗ зависит в первую очередь от мастерства педагога.

Любовь ВОРОБЬЕВА, педагог-психолог школы №2090 имени Героя Советского Союза Л.Х.Паперника;
Наталия СЕМЕНОВА, учитель-логопед школы №2090 имени Героя Советского Союза Л.Х.Паперника

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте